О банкротстве сложился стереотип, что это сложно, долго и дорого, подчеркнул заместитель генерального директора «Интерфакса» Алексей Юхнин. Чуть более легкой и быстрой процедуру должна сделать цифровизация. При этом заместитель премьер-министра Республики Татарстан Шамиль Гафаров призвал не забывать истинную цель несостоятельности — не обанкротить предприятие, а оздоровить. Их регион особенно активно участвует в экспериментах властей, которые направлены на технологизацию процессов в разных сферах.
Так, весной в Татарстане при поддержке ФНС запустили маркетплейс «Витрина имущества банкротов». Это онлайн-витрина объявлений о продаже имущества несостоятельных лиц. Цель такого пилотного проекта — повысить эффективность реализации имущества банкротов за счет увеличения круга потенциальных покупателей. «Все на ней делается понятно, прозрачно и быстро», — так охарактеризовал эту платформу Гафаров. Новые технологии активно внедряет и один из самых крупных кредиторов России — Сбер.
Но в работе арбитражных управляющих до сих пор остается немало бумажной волокиты. По словам Валерии Герасименко, президента Союза арбитражных управляющих «Национальный центр реструктуризации и банкротства», их СРО ежегодно отправляет в суды 10 000 документов только по вопросу о назначении управляющих, а это порядка 30 комплектов в день. Нужна умная система, чтобы администрировать все те процедуры несостоятельности должников, которые мы сопровождаем, подчеркнул Кирилл Демин, директор департамента по работе с проблемными активами Сбербанка.

Распознавание отчетов арбитражных управляющих у нас сейчас идет с помощью искусственного интеллекта. Выходит в 12 раз быстрее, чем вручную.
Отдельная боль арбитражных управляющих — нехватка информации о должниках, которую сложно получить. Заместитель руководителя ФНС Константин Чекмышев именно с этим связывает стремительный рост числа обособленных споров в банкротстве: за последние пять лет их стало больше 3,5 раза. Паразитирующий трафик дел возникает из-за того, что у заявителя нет сведений о той или иной сделке должника, пояснил докладчик, и кредитор пытается оспаривать все «веерным путем». Поэтому максимальное раскрытие информации — это одно из решений для разгрузки судов от множества долгих банкротных процессов.
Чекмышев презентовал и новую балльную систему оценки арбитражных управляющих. Их будут назначать на банкротное дело не случайным образом, а ориентируясь на качество их работы. Пока правила распространят лишь на дела, где заявителем выступает ФНС. Право.ru подробно писало об этом нововведении в материале «Гонка за баллами: власти меняют порядок выбора управляющих в банкротстве».
Уже в кулуарах форума Чекмышев рассказал нам, какие функции есть у этого сервиса и какие плюсы от него получат управляющие.

При этом неуместно говорить, что балльная система поделит арбитражных управляющих на сословия: «дворяне» и «крестьяне». Мы создаем очень демократичный социальный лифт для профессионалов. Если ты эффективен и показал высокое качество работы на маленьких процедурах, то можешь за короткие сроки получить большое количество баллов, чтобы сопровождать крупные банкротные процессы.