Что изменилось за годы
Сессию открыла президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. По ее словам, взаимодействие инхаус-юристов и консультантов — это вечный вопрос. При этом за последние годы многое в совместной работе изменилось.
Глобальные перемены начались с принятием ФЗ № 223, который установил правила закупок для государственных компаний, напомнила директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова. В 2014 году многие государственные банки подпали под санкции, из-за чего стало сложнее обращаться к ильфам. С этого момента начал расти спрос на российские консалтинговые компании. Кроме этого, изменились потребности бизнеса, а компетенции внутренних юристов очень выросли. Все это повлияло на те задачи, которые стали ставить перед консультантами.

Если раньше консультанты были небожителями и обладателями сакрального знания, то сейчас это больше партнерство. Консультант глубоко погружается в бизнес и вместе с внутренней службой вырабатывает совместные решения.
Сейчас у корпоративных юристов минимальная потребность в объемных юридических заключениях, достаточно ответа в мессенджере. При этом он должен быть быстрым и своевременным. Кроме этого, инхаус-юристы стали делать почти всю работу самостоятельно. К консалтингу обращаются за новыми решениями, конкретными и узкоспециализированными задачами.
Изменения замечают и консультанты. По словам партнера Сергея Крохалева, сейчас уже недостаточно просто написать правильный договор и рассказать о текущем регулировании. «Клиенту нужно дать понимание, как будет дальше», — говорит юрист. При этом важно учесть специфику бизнеса, предложить нестандартные решения и рассказать не только о рисках, но и о возможностях. Такие критерии идеальной консультации привел Алексей Мошнов, начальник правового управления «Алросы».

Заключение консультантов не должно быть сферическим конем в вакууме. Оно должно быть применительным для того бизнеса, для которого дается консультация. Классное заключение будет шире, чем тот вопрос, который изначально задали.
По мнению Хомяковой, на все изменения больше всего повлияла политическая ситуация и развитие технологий. А директор юридического департамента «Газпрома» Сергей Кузнец уверен, что перемены произошли из-за развития экономики. «Юридическая функция всегда сопровождает и обслуживает бизнес, а за последние годы сделки стали сложнее и появились новые виды услуг», — объяснил Кузнец.
Как сейчас выбирают консультантов
Все корпоративные юристы сошлись во мнении, что лучший критерий для выбора — это собственный опыт работы или мнение коллег. С этим согласился и представитель консалтинга Крохалев. Чтобы было проще аккумулировать накопленный опыт, юристы предложили создать единую систему отзывов о работе с консультантами. Но госкомпаниям этого недостаточно.

ФЗ № 223 предполагает измеримые критерии для выбора победителя закупки. Для этого при выборе консультантов мы используем рейтинги.
В целом все спикеры сессии доверяют рейтингам. Но по мнению Мошнова, на результат сильно влияет маркетинг, а Кузнец считает, что у рейтингов должна быть прозрачная и понятная модель финансирования. При этом рейтинги не гарантируют, что в итоге все пройдет гладко, а результат совместной работы никогда заранее неизвестен. Но Хомякова уверена, что проблема не в консультантах, а во взаимодействии двух команд.

Консультант не может быть плохим или хорошим. Плохим или хорошим может быть взаимодействие. Мы всегда начинаем вместе работать еще на этапе формирования документации и технического задания, всегда заранее знакомимся и проговариваем все правила и условия.
С этим согласен партнер Евгений Юрьев. По его мнению идеальная модель взаимодействия заключается во взаимном доверии, активной коммуникации команд и наличии ответственных лиц для управления процессом с каждой стороны. «У двух команд есть преимущества, но они разные: инхаусы детально знают бизнес-процессы и особенности рынка, а у внешних консультантов есть широкая экспертиза в разных практиках и больший опыт работы по сложным сделкам. Если использовать их к выгоде друг друга, то взаимодействие будет эффективным», — говорит Юрьев.
Кроме этого консультантам важно сделать все в срок, уложиться в бюджет и дать практически ориентированный совет, поделился Крохалев. Еще стоит выстраивать человеческие отношения с клиентом.

Каждый консультант должен стремиться сформировать доверительные отношения, когда клиент воспринимает тебя как человека, которому можно позвонить, чтобы посоветоваться.
Что будет дальше
В конце сессии спикеры порассуждали о том, как изменится роль юристов через несколько лет и как повлияет на их работу искусственный интеллект. Хомякова планирует научиться работать с ИИ, потому что считает, что его можно эффективно использовать в работе. С этим согласен Иванцов: «ИИ — инструмент, который заменит юриста в рутинных операциях и освободит время и ресурсы на решение действительно сложных задач без однозначного ответа». А Громов уверен, что уже через 25 лет роботы заменят юристов, которые сегодня стандартно отвечают на вопросы. Но все отметили: юристы все равно останутся, а человеческое общение станет только большей роскошью.