ПРАВО.ru
Практика
12 сентября 2018, 8:51

Автомобилисты массово требуют пересчитать выплаты по ОСАГО

Автовладельцы начали предъявлять иски с требованиями пересчета компенсации по ОСАГО в связи с авариями, которые произошли с декабря 2014 года по май 2015 года. Об этом «Ведомостям» сообщили представители нескольких крупных страховых компаний.

Ситуацию спровоцировало решение Верховного суда РФ по спору между Российским союзом автостраховщиков (РСА) и управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Татарстана. Каждые полгода РСА обновляет справочники со средней стоимостью запасных частей, материалов и работ. На них ориентируются страховщики при выплатах по ОСАГО. По мнению УФАС, используемая методика противоречит требованиям Центробанка, из-за чего цены на некоторые запчасти оказываются меньше рыночных, а сами выплаты необоснованно занижаются.

ВС признал незаконными справочники о стоимости деталей по ОСАГО

Антимонопольщики сочли необъективными справочники, выпущенные с декабря 2014 года по май 2015 года. Судебная тяжба завершилась, когда Верховный суд пришел к выводу о доминирующем положении РСА на рынке ОСАГО в качестве коллективного представителя интересов страховщиков и признал правоту УФАС при квалификации действий организации. Последнюю жалобу РСА в конце июля отклонил президиум ВС.

Теперь автомобилисты настаивают на перерасчете по вновь открывшимся обстоятельствам. Соответствующие иски получили «Росгосстрах», «Согласие» и СК «МАКС», подтверждают их представители. Участники рынка убеждены, что подобная практика будет повсеместной. Эксперты предупреждают: при худшем для страховщиков сценарии доплаты по старым убыткам могут измеряться миллиардами рублей. Всего за спорный период было урегулировано 923 527 случаев убытков по ОСАГО.

Сами страховщики обвиняют во всем автоюристов. По данным РСА, судебная практика пока неоднозначная. УФАС готово представлять судам информацию о допущенных нарушениях, также указывают на неактуальные, по мнению службы, данные в справочниках и за другие периоды. РСА предписано подготовить новую методику, для этого создана рабочая группа с участием госорганов, страховщиков и автопроизводителей.