ПРАВО.ru
Коронавирус
20 октября 2021, 11:34

Pfizer вправе арестовать активы стран при нарушении договора о поставке вакцины

Журналисты прочли секретные контракты о поставке вакцины от COVID-19. Они предполагают, например, арест активов государства компанией в случае нарушения договора, невозможность разглашать детали, секретное арбитражное разбирательство и поставку вакцины, когда это удобно Pfizer.

Компания использует монопольную власть и ставит свои интересы выше общественных при поставках вакцин, оказывая давление на власти, считают авторы отчета правозащитной группы Public Citizen, авторы которой изучили ряд проектов договоров Pfizer на поставку вакцины в разные страны. 

Одной из главных целей в переговорах о поставках фармгигант ставит секретность и закрытость сделок от общественного наблюдения. Компания настаивает на многих, по мнению правозащитников, недопустимых в подобных жизненно важных ситуациях пунктах. В частности, есть оговорка, что споры разрешаются только секретно в арбитраже Нью-Йорка, где находится штаб-квартира Pfizer.

Компания имеет право менять ключевые условия контракта на свое усмотрение, например, ей ничего не грозит при задержке поставок вакцины. Кроме того, корпорация имеет право на арест государственных активов в случае, если страна нарушает условия контракта.

Пресс-секретарь Pfizer Шарон Кастильо, которую цитирует The Washington Post, заявила, что положения о конфиденциальности являются «стандартными для коммерческих контрактов» и «предназначены для укрепления доверия между сторонами, а также для защиты конфиденциальной коммерческой информации, которой обмениваются во время переговоров и которую включают в окончательные контракты». 

Эксперты, которые проанализировали для Public Citizen условия контрактов с иностранными правительствами, считают, что некоторые требования были чрезмерными. Так, в контрактах, заключенных с Бразилией, Чили, Колумбией и Доминиканской Республикой, эти государства лишились «иммунитета против превентивного ареста любого из их активов».

«Это как если бы компания попросила Соединенные Штаты предоставить Гранд-Каньон в качестве залога», — сказал газете Лоуренс Гостин, профессор медицинского права в Джорджтаунском университете.

Представитель компании утверждает, что она не тронет дипломатические, военные или культурно значимые активы какой-либо страны. 

Как пишет The Washington Post, из 73 контрактов на поставку вакцины были опубликованы для ознакомления общественности только пять и с большими изменениями (то есть не те варианты, которые были на самом деле подписаны). По мнению Transparency International, сокрытие контрактов от общественности или публикация документов с отредактированным текстом означает, что мы не знаем, как или когда появятся вакцины, что произойдет, если что-то пойдет не так. 

Public Citizen проанализировал неотредактированный проект соглашения между компанией и Албанией и неотредактированные заключительные документы из Бразилии, Колумбии, Доминиканской Республики, Перу и Европейской комиссии. Договор с Бразилией, например, запрещает правительству делать «какие-либо публичные заявления относительно существования, предмета или условий Соглашения» или комментировать его отношения с Pfizer без предварительного письменного согласия компании.