Суд признал Галину Сухомлинову банкротом 25 октября 2023 года. После описи имущества установили перечень ее собственности, куда входит 1/3 доли в квартире. Через три дня должник вместе с двумя родственниками, которым принадлежат оставшиеся две доли, заняли у Светланы Букаревой 1,3 млн руб. под залог недвижимости. Ссылаясь на то, что должник не получил разрешения финансового управляющего на распоряжение имуществом, последний обратился в суд, чтобы аннулировать сделку (дело № А41-78725/2023).
Суды трех инстанций частично удовлетворили требование. Они пришли к выводу, что все имущество должника считается конкурсной массой, пока не будет исключено из нее. Передача в залог долей родственников закону не противоречит, чего нельзя сказать об 1/3 доли банкрота. Сухомлинова не имела права без согласия управляющего заключать такую сделку.
Кассация отклонила возражение Букаревой, что спорная квартира, как единственное жилье, не входит в конкурсную массу. Суд округа напомнил, что для исключения из конкурсной массы необходим соответствующий судебный акт.
Займодавец с такими выводами не согласилась и подала жалобу в Верховный суд. В ней она настаивает, что закон «О банкротстве» предусматривает: полномочия арбитражного управляющего распространяются лишь на конкурсную массу должника. Других квартир у семьи Сухомлиновых нет, напомнила заявительница. По ее мнению, это говорит о том, что спорная квартира — единственное их жилье и оно изначально не подлежит включению в список для реализации.
Судья ВС Олег Шилохвост посчитал доводы Букаревой заслуживающими внимания и передал дело на рассмотрение экономколлегии. Заседание назначили на 10 марта.