ПРАВО.ru
Новости
5 ноября 2015, 16:36

Апелляция разобралась, может ли участник торгов предлагать цену, кратную "шагу аукциона"

Апелляция разобралась, может ли участник торгов предлагать цену, кратную "шагу аукциона"
Двенадцатый апелляционный арбитражный суд Фото с сайта www.google.ru/maps

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд представил на своем сайте аналитическую справку по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, направленных на защиту конкуренции.

Саратовская апелляция анализирует судебные акты по спорам с участием антимонопольных органов за 2013-2015 гг. Так, разбираются вопросы о нарушении сроков технологического присоединения, переносе аукциона, законности контроля со стороны антимонопольных органов, влияющего на гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов и ряд других.

Рассматривая одно из дел, 12-й АСС отмечает, что в ходе проведения аукциона допустимо повышение цены на сумму, кратную "шагу аукциона", только при условии, если это прямо предусмотрено аукционной документацией. При этом действие участника аукциона по предложению цены, кратной "шагу аукциона", не может служить основанием для отстранения его от участия в аукционе.

В ходе рассмотрения дела А12-30977/2013 возник вопрос, касающийся порядка проведения аукциона. Один из участников аукциона в начале его проведения сразу предложил цену, многократно превышающую начальную цену аукциона. При этом шаг аукциона был установлен в размере 5 % от начальной цены. Суд первой инстанции высказал мнение, что действия по предложению цены, выше установленной шагом аукциона, не противоречат установленному порядку проведения аукциона. Апелляционная коллегия не согласилась с данной позицией.

Порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования определен в Правилах проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 марта 2007 года № 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".

В соответствии с п. 7 правил организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".

Согласно п. 15 указанных правил в извещении о проведении аукциона также указывается, помимо иных данных, начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона".

В соответствии с п. 43 правил аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона". Согласно п. 44 "шаг аукциона" устанавливается в размере 5 % начальной цены предмета аукциона.

Соблюдение описанного порядка проведения аукциона предполагает повышение цены именно на установленный "шаг аукциона", и этот порядок должен соблюдаться организаторами.

При этом действия участника аукциона по предложению им цены, кратной "шагу аукциона", не могут расцениваться как нарушение порядка и служить основанием для отстранения его от участия в аукционе.

Однако подобное ограничение негативно сказывается на эффективности торгов и как минимум ведет к их затягиванию. Поэтому использование предложенной цены, кратной "шагу аукциона", рационально и не идет вразрез с принципами проведения торгов, однако, для этого требуется предусмотреть такую возможность в нормативных актах, регулирующих порядок проведения торгов, либо в аукционной документации. Такая возможность предусмотрена, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 года № 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе", которое предусматривает, что участники аукциона заявляют собственные цены, повышая их в соответствии с шагом аукциона либо путем оглашения цены в размере, кратном "шагу аукциона". 

В рамках рассмотрения этого вопроса 12-й ААС также обращает внимание на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А32-1387/2014, в котором суд оценил как соответствующую правилам проведения аукциона возможность предлагать цену, кратную шагу, поскольку она предусмотрена самой аукционной документацией. Данный пункт аукционной документации апелляционный суд оценил как не противоречащий п. 43 правил, поскольку предложения, озвучиваемые участниками, по смыслу указанных положений аукционной документации в любом случае привязаны к размеру "шага аукциона".

С полным текстом аналитической справки 12-го ААС по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, направленных на защиту конкуренции можно ознакомиться здесь.