ПРАВО.ru
Новости
20 ноября 2015, 19:21

КС предписал поправить нормы пенсионного законодательства, противоречащие УПК

КС предписал поправить нормы пенсионного законодательства, противоречащие УПК

Конституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции нормы пенсионного законодательства, не позволяющие включать периоды отстранения от должности в связи с уголовным преследованием в страховой стаж оправданного и реабилитированного фигуранта дела, сообщается в материалах суда.

Поводом к проверке положений закона "О трудовых пенсиях в РФ" стало обращение бывшего директора Темиртауского филиала банка "Восток" Николая Шматкова. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество), предварительное следствие и судебное разбирательство по которому длились с 1995 по 2006 год. В итоге суд оправдал его. Кроме того, в последующем суды восстановили его трудовой стаж за то время, пока он был отстранен от работы (в 2004 году банк был ликвидирован).

В 2010 году Шматкову была досрочно назначена трудовая пенсия по старости. Однако страховая часть пенсии была рассчитана только за период до 31 декабря 2001 года, до вступления в силу закона "О трудовых пенсиях в РФ". Шматков обратился в суд, потребовав перерасчета пенсии. Суды в удовлетворении иска отказали, сославшись на отсутствие оснований для включения в страховой стаж истца периодов его отстранения от работы. В решениях подчеркивалось, что уголовное дело не препятствовало сотруднику банка заниматься какой-либо трудовой деятельностью.

КС, проанализировав материалы дела, указал, что, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, право на реабилитацию включает в себя в том числе восстановление в пенсионных правах. В частности, время, в течение которого гражданин не работал из-за отстранения от должности, засчитывается как в общий трудовой стаж, так и в стаж работы по специальности. Трудовой стаж, рассчитанный с учетом таких периодов, учитывается при назначении пенсий.

Эта норма, как установил Конституционный суд, в полной мере согласовывалась с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года. Однако во вступившем в силу после этого законе "О трудовых пенсиях в РФ" учтена не была.

Между тем, по мнению КС, исключив возможность зачета в страховой стаж лица периода временного отстранения от должности в связи с уголовным преследованием, законодатель породил формальную несогласованность между положениями уголовно-процессуального закона и пенсионным законодательством. Этот пробел ведет к невозможности реализации права на реабилитацию в полном объеме, отмечается в решении.

В связи с этим КС признал п. 1 ст. 10 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не соответствующим Конституции РФ. Властям предписано предусмотреть правовой механизм восстановления пенсионных прав реабилитированных лиц, гарантирующий им пенсионное обеспечение на тех условиях, которые применялись бы к ним при отсутствии уголовного преследования. Решения по делу Николая Шматкова будут пересмотрены.

С текстом решения Конституционного суда РФ от 19 ноября 2015 года № 29-П/2015 по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н. К. Шматкова можно ознакомиться здесь.