Новости
27 июля 2017

Юристы высказались об идее уголовного наказания для "решал" и за предложение "отката"

Юристы высказались об идее уголовного наказания для "решал" и за предложение "отката"

В Думу сегодня внесли законопроект, вводящий уголовную ответственность для тех, кто за деньги предлагает людям решить проблемы по знакомству с чиновниками или другими влиятельными людьми. Идея принадлежит депутату от "Единой России" Анатолию Выборному. Он предлагает также бороться с "откатами", за которые сейчас никакого наказания нет. Юристы из известных фирм прокомментировали для "Право.ru" этот законопроект.

Уголовная ответственность вводится за обещание, предложение или просьбу поучаствовать в коммерческом подкупе. За это вводится штраф до 400 000 руб. и лишение свободы до двух лет.

Наказание за решение чужих проблем за деньги по знакомству при помощи так называемых "решал" предложено наказывать штрафом до 500 000 руб. или лишением свободы на срок до трех лет.

Появится в УК также статья, наказывающая за обещание, предложение или просьбу о взятке. За это могут назначить штраф до 5 млн руб. или посадить в тюрьму на восемь лет.

Подготовлен законопроект в рамках реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Такой орган был создан в 1999 году Советом Европы, Россия присоединилась к нему в 2007 году. ГРЕКО просит криминализировать для высокопоставленных лиц торговлю своим влиянием, и Россия должна выполнить просьбу и отчитаться о ней перед ГРЕКО.

Директор юридической группы "Яковлев и Партнеры" Анастасия Рагулина положительно отзывается об инициативе:

На мой взгляд, уточнение признаков отдельных коррупционных преступлений, а также расширение их перечня можно только приветствовать. Детализация деяний коррупционной направленности способствует снижению рисков необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

"Представляется, что новые статьи, во-первых, позволят привлечь к уголовной ответственности всех лиц, участвующих в коррупционных преступлениях, а во-вторых, уменьшить число желающих принимать в них участие", – добавляет эксперт.

Особенно эксперты отметили, что раньше за коммерческий подкуп наказывали только управленцев (так было указано в ч. 1 ст. 204 УК), а в новой версии под санкции попадают все работники организации или лица, действующие от ее имени. Эту тонкость отметила и руководитель департамента правового сопровождения бизнеса КСК групп Людмила Круглова

В настоящее время коммерческий подкуп наказуем только в том случае, если выплата денежных средств (передача имущества) осуществляется "лицу, осуществляющему управленческие функции". То есть по статье 204 УК, "откат" становится преступлением, только если выгодоприобретателем является руководитель компании или иной топ-менеджер. Однако на практике подобными правонарушениями часто занимаются и рядовые сотрудники, которые управленческих решений в компании не принимают, однако имеют возможность неформально влиять на выбор поставщика, подрядчика или исполнителя. Именно для того, чтобы распространить состав на таких лиц и иметь возможность привлекать их к ответственности, и предлагается ввести новые пункты в статью 204.

Введение такого состава, как "обещание, предложение или просьба участия в коммерческом подкупе", эксперт считает целесообразным. Сейчас предложение "отката" не наказывается, если он в итоге не состоялся. "Таким образом, авторы законопроекта, очевидно, рассчитывают, что сама по себе опасность уголовного преследования в случае афиширования намерений совершить подкуп заставит потенциальных преступников отказаться от этих намерений. На наш взгляд, эта цель будет достигнута только в том случае, если норма действительно заработает", – считает Круглова. 

А вот увеличение штрафов за "обещание, предложение или просьбу принять либо передать взятку" Людмила Круглова не оценила. "Автор проекта, очевидно, рассчитывает, на то, что штраф до 5 млн руб. или лишение свободы до восьми лет за намерение дать взятку или ее вымогательство позволит уменьшить количество преступлений коррупционной направленности. На наш взгляд, однако, в настоящей российской действительности работоспособность и эффективность этой статьи довольно сомнительна", – заключает она.

Адвокат из BGP Litigation Дмитрий Ипатиков настроен менее позитивно. "Считаю, что данные изменения по факту не внесут каких-либо существенных изменений в борьбу с коррупцией как в публичном, так и частном секторе", – говорит он и добавляет, что в России сейчас вообще нет действенного механизма по сдерживанию коррупции. 

Указанные изменения, которые предлагают внести в уголовный кодекс, только дробят статьи о коррупции, а их применение на практике вызовет сложности в силу размытости понятий "просьба, обещание» взятки, «влияние на принятие решений".

Позицию Ипатикова поддерживает руководитель уголовной практики юридической фирмы "Инфралекс" Артем Каракасиян, который считает, что этот закон не может быть принят в таком виде, в каком предложено:

Законопроект содержит расплывчатые, неконкретизированные понятия, которые никак не объясняются в уголовном законе. Нельзя просто дословно копировать тексты международных договоров в Уголовный кодекс. Такие термины, как "злоупотребление влиянием", имеют разъяснения только на уровне международного нормотворчества, но не детализированы в российском законодательстве.

То есть на сегодняшний день в чистом виде такие нормы закона без обобщений судебной практики, постановлений пленумов Верховного Суда применять невозможно. Они либо не будут работать никак, либо, напротив, приведут к слишком широкому толкованию понятий и злоупотреблениям органов следствия, говорит Каракасиян. "Как показывает опыт предыдущих изменений УК, отсутствие конкретики и широкая дискреция в толковании норм уголовного закона формирует сугубо негативную правоприменительную практику", – говорит он.

О таком явлении, как "решалы" чужих проблем по знакомству, юрист говорит, что они были, есть и будут "до тех пор, пока законные способы решения проблем не станут эффективнее, своевременнее и доступнее, чем внеправовые. Подавляющее большинство так называемых «решал» – это банальные мошенники, которые получают деньги, зная, что потерпевшие, скорее всего, в правоохранительные органы не обратятся. Соответственно, и привлекать к ответственности их надо как мошенников".

То есть действия "решал", обещающих повлиять на решение какой-то проблемы, уже успешно признаются преступными и в рамках действующего уголовного законодательства. Зачем сейчас вводить еще один состав преступления – совершенно непонятно.

Таким образом, юридическое сообщество неоднозначно оценило идею ужесточить наказание за коррупцию. Но стоит отметить, что сегодня законопроект только внесли в Госдуму. Возможно, его положения еще будут редактироваться в ходе обсуждение, которое, вероятно, состоится этой осенью.

С текстом законопроекта Анатолия Выборного № 235984-7 "О внесении изменений в УК и УПК РФ" можно ознакомиться здесь.