ПРАВО.ru
Новости
24 октября 2017, 12:42

Туроператоры ни при чем: кто понесет ответственность за полеты туристов

Туроператоры ни при чем: кто понесет ответственность за полеты туристов

Российский союз туриндустрии подготовил законопроект, разграничивающий ответственность туроператора и авиаперевозчика. Эта инициатива была спровоцирована ситуацией с «Вим-Авиа»: дела компании коснулись не только пассажиров и Росавиацию, но и туристические агентства. Эксперты констатируют: для решения проблемы необходим комплексный законодательный подход. 

Крах «Вим-Авиа» показал сразу несколько несовершенств в существующей системе законодательства об авиаперевозках. Вся отчетность компании говорила о ее финансовом благополучии. Реальное положение вещей показало обратное: за границей осталось 38 000 клиентов организации, которые стали «головной болью» государства и сторонних перевозчиков, а владельцы «Вим-Авиа» покинули пределы страны.

Очевидным стало, что существующая система контроля не эффективна. Вопрос нового регулирования планируют решить в Минтрансе до конца этого года. В октябре правительство предложило ужесточить существующий механизм оценки и поставить в критерии соотношение капитала и задолженности авиаперевозчиков. Действующая методика была разработана Минфином в 2008 году и в основном оценивает соотношение среднемесячной выручки к срокам погашения кредиторской задолженности. Минтранс акцент в дорожной карте сделал на профилактике внештатных ситуациях: штрафы за задержки рейсов предлагается увеличить с 25 до 300 рублей за каждый час. По новой концепции, Росавиация сможет запрещать допуск авиакомпаний-нарушителей к международным рейсам.



Воздушный кодекс предусматривает ответственность за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения. Взимается штраф в размере 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета. Штраф не назначается, если причиной послужила непреодолимая сила (например, неисправность воздушного судна) или обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

Право.ru

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации обратил внимание на авиакомпании, которые резко увеличивают количество бортов (более чем на 15% ежегодно). ГосНИИ настаивает – такие перевозчики должны ежемесячно предоставлять отчет о финансово-экономическом состоянии (сейчас он проводится раз в квартал).

Сферу туризма, тесно связанную с перелетами, также не оставили без внимания. Дорожная карта Минтранса предполагает наделение Ростуризма полномочиями штрафовать туроператоров за нарушения и даже исключать их из реестра. Жестче регулировать туроператоров предложил и министр культуры Владимир Мединский. Его видение предполагает исключение из реестра компании, которые отравляют туристов в путешествия без обратных билетов.

В случае с «Вим-Авиа» многие туроператоры вывезли «застрявших» отдыхающих за собственный счет. В конце октября Российский союз туриндустрии дал ответную реакцию на крах «Вим-Авиа» законопроектом, который внесет поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Основная идея – переложить ответственность за чартерные рейсы с туроператоров на авиаперевозчиков. Данные о законопроекте приводит «Интерфакс». Законопроект направлен в Минкульт, Ростуризм, Торгово-промышленную и Общественную палату.

Проект подразумевает разграничение ответственности туроператоров и авиакомпаний, услуги которых входят в один турпакет. На данный момент, по мнению РСТ, вся ответственность лежит на туроператоре.

Предлагается ввести понятие «туристский чартер»: в его рамках перевозчик будет нести ответственность перед пассажирами по чартерным рейсам по аналогии со статьями 116–120 Воздушного кодекса.

Денежную компенсацию за несостоявшийся перелет туристу должны выплатить из средств специального фонда пассажирских перевозок. Идею о формировании резервного фонда авиакомпаний на случай краха одной из них представляло и Правительство. Необходимость обязательного страхования перевозок для его формирования озвучивала и Росавиация, еще до краха «Вим-Авиа».

Законодательно предлагается также закрепить норму принципа возврата пассажиров, даже если рейс не был оплачен заказчиком. К туроператору при этом будет предъявлено регрессное требование.

По мнению Владислава Скворцов, к. ю. н., партнера Noerr, в случае принятия, закон должен будет устранить существенные пробелы в части ответственности: «В настоящее время такую ответственность перед пассажирами несет туроператор как сторона договора о реализации туристского продукта (ст. 9 Закона об основах туристской деятельности в РФ), хотя во многих случаях такое неисполнение может быть результатом действий авиаперевозчиков», – считает он.

Важным положением является прямое закрепление в законодательстве обязанности авиаперевозчика по quotвозврату пассажиров в случае неоплаченного чартера. На данный момент такой обязанности и, следовательно, ответственности авиаперевозчика закон не предусматривает, что ставит пассажиров в зависимость от добросовестного поведения туроператоров.

Владислав Скворцов, к. ю. н., партнер Noerr

Денис Фролов, руководитель коммерческого департамента юридической компании BMS Law Firm, также оптимистично смотрит на инициативу: «Планируется, что компенсации будут выплачиваться из средств фонда пассажирских перевозок — это позволит гражданам оперативно получать средства при проблемах с перевозками. Важно также законодательный признак возврата пассажиров, даже если рейс не был оплачен заказчиком — это позволит в дальнейшем избежать ситуаций, когда люди массово не могут вернуться в Россию с курортов». Эксперт отмечает, что такой закон ударит по авиаперевозчикам, но их ответственность должна быть закреплена.

Глобально решить вопрос инициатива не позволит, считает старший юрист компании «Самета» Сергей Казаков. Деятельность авиаперевозчиков регламентируется Воздушным кодексом, где указана ответственность за невыполнение перевозок или задержку рейсов, комментирует он:

quotПредлагаемые поправки в закон «Об основах туристской деятельности РФ» не будут достаточными. Вопрос с задержкой и отменой рейсов, скорее всего, мог бы быть решен комплексными изменениями в Воздушный кодекс и соответствующие федеральные авиационные правила, закон о туристской деятельности, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, в конце концов. Например, жесткий регламент использования подменных воздушных судов по назначению – авиаперевозчики используют их для чартерных рейсов – имел бы значительно большую эффективность, нежели все иные мероприятия вместе взятые.

старший юрист компании «Самета» Сергей Казаков