ПРАВО.ru
Новости
2 ноября 2009, 10:20

Оспорить результаты конкурса на госконтракт стало легче

Оспорить результаты конкурса на госконтракт стало легче
Закон "О госзакупках", принятый в 2006 году, уже содержал перечень критериев оценки поданных на конкурс заявок

С 1 ноября вступили в силу новые правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Соответствующее постановление правительства было подписано 10 сентября, через три года после вступления в силу закона "О госзакупках", сделавшего конкурсы и аукционы обязательными при размещении госзаказа.

Закон "О госзакупках", принятый в 2006 году, уже содержал перечень критериев оценки поданных на конкурс заявок, начиная с цены, качества и характеристики товара и заканчивая сроками поставки и обслуживания. Однако метод сопоставления заявок давался лишь в общем виде. В пункте 7 статьи 28 закона отмечается, что "порядок оценки заявок на участие в конкурсе утверждается правительством РФ".

Новые правила базируются на перечне критериев оценки, указанных в законе, но содержат детальное описание методики сопоставления заявок. Согласно правилам, заявки рейтингуются по каждому критерию в баллах, значимость каждого критерия оценивается в процентах. "Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации",— говорится в правилах. Также они устанавливают порядок оценки по каждому критерию. Для оценки заявок необходимо использовать не менее двух критериев, одним из них должна быть цена — ее значимость не может быть менее 35%.

"До сих пор правил сопоставления заявок просто не было. Все руководствовались только общими нормами закона, то есть оценивали заявки кто как хочет. Это приводило к огромному количеству нарушений — до 40% жалоб участников на неравные условия торгов связаны именно с нерегламентированной процедурой оценки заявок, и решение вынужден был принимать контролирующий орган",— пояснил глава управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев.

Юристы полагают, что правила действительно будут эффективны. "Раньше, чтобы заказ получила заранее определенная компания, вводились дополнительные подкритерии, которым удовлетворяла только она одна. Сейчас этому попытались поставить барьер. Правила не только прописывают порядок оценки заявок по восьми критериям, но и прямо запрещают введение подкритериев. Очевидно, это будет способствовать снижению коррупции при осуществлении госзакупок",— полагает партнер Baker & McKenzie Иван Смирнов. Правила сокращают возможности для злоупотреблений при проведении конкурсов, полагает управляющий партнер юридической фирмы "Каменская & партнеры" Татьяна Каменская, по словам которой правила лишают возможности заранее определять победителя конкурса, манипулируя несущественными критериями и их весом.

Отметим, это же наверняка вызовет новую волну критики закона "О госзакупках" в целом. Причем нередко обоснованную критику аукционно-конкурсного подхода к части госзакупок и претензии со стороны чиновников, лишающихся возможности реализовывать наработанные коррупционные схемы в госзакупках, как и в 2007-2008 годах, отделить друг от друга будет весьма сложно. ФАС традиционно относится к такой критике негативно, ссылаясь только на позитивные эффекты от реализации закона.