ПРАВО.ru
Новости
16 июня 2010, 22:41

Госдума введет наказание для адвокатов и нотариусов за помощь в отмывании денег

Госдума введет наказание для адвокатов и нотариусов за помощь в отмывании денег
Поправки в КоАП: адвокатов и нотариусов в содействие в отмывании денег могут дисквалифицировать на срок до 3 лет

Комитет Госдумы по финансовому рынку сегодня рекомендовал палате принять во втором чтении законопроект № 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на приведение отдельных положений национального законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ. Предлагаемая дата рассмотрения документа Госдумой — 18 июня 2010 года.

Как отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта, депутаты Госдумы В. Резник и Ю. Исаев, документ был разработан во исполнение Плана мероприятий по совершенствованию российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом рекомендаций, содержащихся в отчете ФАТФ по Российской Федерации (поручение Правительства Российской Федерации № ВП-П13-6722 от 10 ноября 2008 г.) (далее — План), целью которого является приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с сорока Рекомендациями и девятью Специальными рекомендациями ФАТФ, признанными универсальными стандартами в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. В частности, в резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005), имеющей обязательный характер для всех государств — членов ООН, содержится настоятельный призыв выполнять 40+9 Рекомендаций ФАТФ.
Указанный законопроект не был включен в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 г., а был разработан во исполнение вышеупомянутого Плана.
Законопроект предусматривает:
1. обеспечение соблюдения зарубежными филиалами и отделениями российских финансовых организаций требований российского законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
2. запрет на информирование клиентов и иных лиц о мерах противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
3. установление требования уделять особое внимание деловым отношениям и операциям с лицами из стран, которые не выполняют или в недостаточной степени выполняют Рекомендации ФАТФ;
4. совершенствование механизмов привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц за нарушение требований законодательства по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Ниже следует текст законопроекта ко второму чтению, предоставленный пресс-службой Госдумы:

" Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (…) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) дополнить новой частью второй следующего содержания:
"Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения.";
б) часть вторую считать частью третьей;
2) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;
осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;
клиент — физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;
идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, а также выгодоприобретателей, подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;
фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона.";
3) в статье 4:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"организация и осуществление внутреннего контроля;";
б) абзац четвертый дополнить словами ", за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом";
4) подпункт 2 пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;";
5) в статье 7:
а) в пункте 1:
в подпункте 1:
в абзаце первом слова "лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента)," заменить словами "клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя,";
абзац второй после слова "гражданство," дополнить словами "дату рождения,";
подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 11 и 12 настоящей статьи, в том числе по установлению в отношении них сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;";
б) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.";
в) дополнить пунктами 53 — 55 следующего содержания:
"53. В случае, если государство (территория), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, препятствует реализации указанными филиалами, представительствами и дочерними организациями настоящего Федерального закона либо его отдельных положений, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны направлять в уполномоченный орган, а также в надзорный орган в соответствующей сфере деятельности сведения об указанных фактах.
54. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
55. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны уделять повышенное внимание любым операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо с их участием, либо от их имени или в их интересах, а равно с использованием банковского счета, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.";
г) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Организации, представляющие соответствующую информацию в уполномоченный орган, а также руководители и работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.";
д) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Представление в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, их руководителями и работниками сведений и документов в отношении операций и в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).";
е) абзац первый пункта 9 после слов ", а также за организацией" дополнить словами "и осуществлением";
6) статью 72 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, являются иностранными банками, информация о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике — юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.".

Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (…) следующие изменения:

1) статью 15.27 изложить в следующей редакции:

"Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Нарушение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сроков заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
3. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от сорока тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Непредставление организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от сорока тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
5. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также адвокатами, нотариусами и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) должностного лица не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на граждан от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.";
2) в статье 23.1:
а) в части 1 слова "статьями 15.26," заменить словами "статьей 15.26, частью 5 статьи 15.27, статьями";
б) в части 2 слова "статьями 15.241, 15.27" заменить словами "статьей 15.241, частями 3 и 4 статьи 15.27";
3) часть 1 статьи 23.44 после цифр "13.18" дополнить словами ", частями 1 — 4 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий)";
4) в части 1 статьи 23.47 слова "статьями 15.241," заменить словами "статьей 15.241, частями 1 — 4 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьями";
5) часть 1 статьи 23.54 после слова "предусмотренных" дополнить словами "частями 1 — 4 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий),";
6) в части 1 статьи 23.62 слова "статьей 15.27" заменить словами "частями 1 — 4 статьи 15.27";
7) главу 23 дополнить статьями 23.72, 23.73 и 23.74 следующего содержания:
"Статья 23.72. Орган, осуществляющий контроль и надзор в сфере страховой деятельности

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 4 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), их заместители.
Статья 23.73. Орган, осуществляющий контроль и надзор в сфере кредитной кооперации

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 4 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, их заместители.
Статья 23.74. Орган банковского надзора
1. Орган банковского надзора в пределах своих полномочий рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — статьи 15.27 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители.";
8) пункт 81 части 2 статьи 28.3 после слов "статьей 15.26" дополнить словами ", частями 1 — 4 статьи 15.27";
9) часть 1 статьи 28.4 после слов "частью 1 статьи 15.10," дополнить словами "частью 5 статьи 15.27,".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. "