ПРАВО.ru
Новости
22 июня 2010, 14:32

КС РФ: вид на жительство другого государства не мешает быть членом избиркома в РФ

КС РФ: вид на жительство другого государства не мешает быть членом избиркома в РФ
Сегодня Конституционный Суд РФ признал неконституционными ряд положений статьи 29 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ"

Сегодня Конституционный Суд РФ признал неконституционными ряд положений статьи 29 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ", сообщила пресс-служба Конституционного суда РФ.

 Сегодня Конституционный Суд РФ своим Постановлением признал неконституционными положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ", согласно которым граждане России, имеющие вид на жительство иностранного государства, не могут быть членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Андрея Малицкого. Дело было рассмотрено Конституционным Судом 25 мая 2010 года.

Малицкий 7 декабря 2006 ода был назначен членом избирательной комиссии района Преображенское Москвы. 12 июня 2009 года он получил вид на жительство Литовской Республики и проинформировал об этом Московскую городскую избирательную комиссию (Мосизбирком). Мосизбирком подтвердил прекращение его полномочий в качестве члена избирательной комиссии с момента получения вида на жительства. Заявитель оспорил это решение Мосизбиркома в судах, однако в удовлетворении жалобы ему было отказано.

Заявитель полагает, что оспоренные нормы противоречат Конституции РФ, которая гарантирует равенство граждан РФ независимо от места их проживания и право граждан РФ на участие в управлении делами государства. Он полагает, что наличие у российского гражданина вида на жительство другого государства не угрожает основам конституционного строя, обороноспособности и безопасности государства, а также нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, в целях защиты которых права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом. Поэтому, как полагает заявитель, оспоренные нормы носят дискриминационный характер.

Позиция Конституционного Суда

Конституция закрепляет право граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Это право призвано обеспечить каждому гражданину возможность без дискриминации и без необоснованных ограничений быть полноправным субъектом народовластия.  Любые ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения — адекватны. Недопустимо ограничивать права и свободы граждан ради одной только рациональной организации деятельности органов власти.

Одной из форм участия граждан в управлении делами государства является работа в избирательных комиссиях, действующих в интересах граждан как носителей избирательных прав и права на участие в референдуме. Поэтому формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий приобретает статус гарантии избирательных и референдумных прав и, в соответствии с законом и международно-правовыми нормами, строится на основе принципов законности, независимости, коллегиальности и гласности.

Деятельность членов территориальных комиссий с правом решающего голоса осуществляется, как правило, не на постоянной (штатной) основе. К претендентам на членство в комиссии не установлены какие-либо специальные требования, такие, как наличие образования, достижение определенного возраста, проживание на соответствующей территории и т.п.

Членами избирательной комиссии могут быть только граждане России, поскольку они являются единственными конституционно признанными обладателями права на участие в управлении делами своего государства.

Предоставление гражданину РФ вида на жительство свидетельствует о наделении его статусом постоянного жителя в этом государстве. Как правило, это обусловлено работой или учебой, наличием недвижимости, семейных связей, либо иными причинами.

Наличие вида на жительство вовсе не означает неизбежного изменения положения гражданина в отношениях со своей страной и не порождает взаимосвязь со страной проживания, равноценную гражданству РФ. Предоставление гражданину России вида на жительство на территории иностранного государства (в отличие от получения им иностранного гражданства), не свидетельствует об ослаблении для него ценности его связи с Россией.

Конституция не регламентирует цели выезда за пределы РФ, продолжительность и условия пребывания за границей. Многонациональный народ России осознает себя частью мирового сообщества, которое в условиях современной глобализации и интеграции государств, несомненно, предполагает возможность расширения пространственной сферы реализации прав и свобод человека и гражданина.

Нахождение гражданина РФ за ее пределами не прекращает гражданства РФ. Предоставление гражданину РФ вида на жительство на территории иностранного государства не может служить основанием для умаления его прав и свобод.

Более того, гражданину РФ, находящемуся за пределами РФ, гарантируются защита и покровительство РФ в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав.

Взаимное доверие и уважение гражданина и государства не должно зависеть от реализованного им права на выбор места жительства как внутри, так и за пределами своей страны. Государство обязано уважать и охранять достоинство личности. Участие гражданина РФ, обладающего видом на жительство на территории иностранного государства, в деятельности территориальной избирательной комиссии в качестве члена с правом решающего голоса не представляет угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства, не ставит под сомнение способность такого гражданина независимо, беспристрастно и с соблюдением требований закона осуществлять полномочия члена избирательной комиссии.

Соответственно, ограничение права таких граждан на участие в управлении делами государства в качестве члена территориальной избирательной комиссии не согласуется с конституционным принципом равенства прав и свобод граждан и приводит к искажению самого существа данного конституционного права, необоснованно ставя под сомнение лояльность таких граждан по отношению к РФ.

Таким образом, взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в части, лишающей граждан РФ, имеющих вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, не соответствуют Конституции РФ.