ПРАВО.ru
Новости
8 ноября 2010, 14:48

В Думе подготовлены поправки к проекту ФЗ о прибыли акционеров

В Думе подготовлены поправки к проекту ФЗ о прибыли акционеров
Госдуме рекомендовано принять поправки в ЖК РФ от Плескачевского Фото Право.Ru

3 ноября 2010 года под председательством главы Комитета Госдумы Виктора Плескачевского состоялось очередное заседание Комитета по собственности, сообщила сегодня думская пресс-служба.

Депутаты рассмотрели два альтернативных законопроекта. Внесенный депутатом Госдумы О. Шеиным проект федерального закона "О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами" направлен на совершенствование регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами (МКД) в целях обеспечения прав и законных интересов собственников помещений в таких домах, безопасных и комфортных условий проживания граждан.

Депутаты отметили, что законопроектом уточняются процедура функционирования ТСЖ, в частности предпринята попытка более четко прописать способ доведения решения общего собрания собственников дома до сведения всех заинтересованных лиц, запрещение застройщику при создании ТСЖ участвовать в голосовании собственников дома, предоставления права собственникам отдельно расположенного дома выйти из состава объединенного ТСЖ во внесудебном порядке, права собственников – участников ТСЖ принимать решения путем заочного голосования вне зависимости от текста устава ТСЖ, права собственников МКД, принявших формы управления ТСЖ или управляющей компании, право самостоятельно принимать решение – заключать прямые договоры на поставку энергоресурсов от ресурсоснабжающих организаций, или наделить ТСЖ и УК посредническими функциями и др.

Вместе с тем, Комитет счел, что в законопроекте содержится ряд серьезных недостатков, которые препятствуют достижению цели, связанной с совершенствованием регулирования жилищных отношений по управлению МКД. Так, согласно законопроекту некоторые нормы Жилищного кодекса РФ излагаются в новых редакциях, которые, по существу, не содержат каких-либо новаций или даже создают основу для нарушения прав и интересов собственников помещений в МКД. Проектом предусматривается сохранить, вызывающую на практике массу злоупотреблений, возможность создания ТСЖ, объединяющего несколько МКД.

Так Жилищный кодекс дополняется новой статьей, касающейся СРО управляющих организаций. Предусматривается, что саморегулирование деятельности управляющих организаций (УО) осуществляется на условиях их добровольного объединения в СРО УО.

Члены Комитета обратили внимание, что если в отношении ТСЖ проектом вводится относительная ясность, то вопрос, каким требованиям должны отвечать УО, остается нерешенным, так как ссылки на то, что создание и функционирование УО должны осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ "О саморегулируемых организациях" без уточнения основ правового регулирования их деятельности явно недостаточно без учета особенностей такой специфической сферы как управление МКД.

В связи с изложенным Комитет предложил отклонить законопроект.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами), внесенный депутатами ГД В. Пехтиным, А. Чиркиным, К. Шипуновым, В. Плескачевским и другими направлен на совершенствование регулирования всего спектра отношений по управлению МКД и прежде всего регулирования отношений по управлению МКД через ТСЖ и УО. Законопроектом формулируются особенности управления в ТСЖ и в УО с целью упорядочения деятельности по управлению МКД и переходу на профессиональное управление для обеспечения в них безопасности проживания жильцов. В частности, уточняется порядок создания ТСЖ в домах новостройках и система договорных обязательств между субъектами отношений, решается проблема несения владельцами помещений в домах-новостройках расходов на содержание МКД и оплату коммунальных услуг, а также предлагаются нормы по совершенствованию не только экономических, но и мер административного воздействия. Значительная часть законопроекта посвящена правовому положению, роли и месту государственных жилищных инспекций в проведении единой государственной политики в сфере осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания имущества общего пользования в МКД и др.

Вместе с тем, по мнению депутатов ГД – членов Комитета по собственности, концепция законопроекта содержит серьезные недостатки, которые без их устранения в процессе подготовки проекта ко второму чтению будут препятствовать достижению цели, связанной с реформированием управления МКД. В частности, достаточно фрагментарно прописаны нормы функционирования ТСЖ (от создания до их реорганизации, прекращения членства в ТСЖ). Дополнительного обсуждения требуют вопросы, связанные с регулированием договоров о содержании и ремонте общего имущества в МКД, поскольку из законопроекта не ясна правовая природа этого договора, его субъекты и содержание.

По сути предлагаемые в этой части изменения ведут к концептуальным изменениям функций ТСЖ, которое перестает быть представителем интересов собственников, и, осуществляя управление МКД, само становится исполнителем коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД с возложением ответственности за управление МКД на ТСЖ. В результате понятие ТСЖ приравнивается к понятию "УО", отличия между ними стираются. Требуют серьезной корректировки нормы относительно предложений в части СРО УО как условия обеспечения безопасности в процессе управления МКД.

Тем не менее, депутаты Комитета поддержали принятие законопроекта в первом чтении, чтобы утвердить концепцию изменений.

На заседании также был рассмотрен подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах", направленный на защиту фундаментального права инвесторов – права акционеров получать прибыль на вложенный в бизнес капитал.

Депутаты утвердили таблицы поправок, рекомендованных к принятию и отклонению, а также текст законопроекта ко второму чтению.