ПРАВО.ru
Новости
31 марта 2011, 23:12

Пленум ВС утвердил рекомендации судам о применении избирательного законодательства

ВС утвердил рекомендации судам по избирательному законодательству

Пленум Верховного суда РФ на сегодняшнем заседании утвердил постановление "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (дополнение: 4 марта документ был опубликован здесь). Первоначально проект был представлен Пленуму 10 марта (мы писали об этом здесь), теперь в него внесены отдельные уточнения. В частности, специально указано, что накануне выборов жалобы должны рассматриваться судами и в выходные дни, а решение суда о регистрации кандидата не нуждается в подтверждении избиркома. Постановление Пленума призвано внести единообразие в судебную практику, при этом в нем не учитывались замечания политических партий — их к обсуждению не приглашали.

В итоговом тексте постановления, который утвердили подавляющим большинством голосов, появились некоторые изменения, которые озвучил руководитель редколлегии, председатель состава по административным делам ВС РФ Валентин Пирожков. В частности, из текста был исключен абзац о том, что при применении и толковании законодательства РФ о выборах и референдумах судьи вправе учитывать рекомендации Комитета министров Совета Европы и Еврокомиссии, касающиеся защиты избирательных прав. От ЦИКа поступило предложение изъять этот пункт, поскольку указанные документы носят рекомендательный характер, а значит, указание на них излишне.

Затем, в проекте особо отмечено, что "решение суда обязательно для исполнения и служит достаточным основанием, в частности, для регистрации кандидата, списка кандидатов (восстановления их регистрации), не требуя какого бы то ни было подтверждения со стороны соответствующей комиссии". Это положение подкрепляется ссылками на ряд законов.

Также были внесены уточнения в пункт о том, что дела о нарушении избирательных прав и права на участие в референдуме не подсудны мировым судьям. Мировые суды вправе рассматривать лишь административные дела, связанные с нарушением таких прав, в рамках своей юрисдикции. Раньше в проекте приводился исчерпывающий перечень соответствующих статей КоАП. По рекомендации ЦИКа этот перечень исключен, хотя и сохранилось упоминание подсудных мировым судьям дел по статьям 5.1 — 5.25 КоАП РФ. При этом указано, что мировые судьи могут рассматривать случаи только нарушения процедуры проведения выборов, не требующие административного расследования.

Учтено и замечание Генеральной прокуратуры относительно права прокуроров подать в суд заявление о нарушении частных и публичных интересов, связанных с выборами и референдумами. Раньше в проекте содержался исчерпывающий список нарушений, по которым прокуроры могли обращаться в суд, теперь этот список удален.

Также редакционная комиссия проекта добавила в текст указание на то, что хотя заявления о снятии кандидатов должны рассматриваться судами в соответствии со статьей 260 ГПК РФ (не позднее, чем за 5 дней до выборов), эти процессуальные сроки не работают при оспаривании в суде решений избиркомов о регистрации или об отказе в регистрации кандидата или списка кандидатов.

В Постановлении ВС также говорится, что суд не может отменить регистрацию кандидата после указанного в ГПК срока, даже если для такого решения есть основания. В то же время, отмечается, что истечение процессуальных сроков не является причиной для прекращения производства по "предвыборному" делу.

Наконец, в проекте появилось уточнение, что в подписных листах можно указывать адрес подписавшегося с учетом "местных реалий". Например, в конкретном поселении может не быть названий улиц и номеров домов, да и само поселение может отсутствовать — дом или яранга могут стоять и в чистом поле.