ПРАВО.ru
Новости
23 июня 2011, 22:31

Transparency International подает в суд на Минюст за игнорирование антикоррупционной экспертизы законов

Transparency International подает в суд на Минюст за игнорирование антикоррупционной экспертизы законов

Российское отделение правозащитной организации Transparency International подало иск против Минюста в связи с непредоставлением информации об антикоррупционной экспертизе закона  "О госзакупках" и нарушении правил проведения такой экспертизы при принятии закона "О полиции".

Об этом сообщил "Право.ru" замглавы отделения Иван Ниненко. Иск направлен в Таганский суд Москвы в связи с нарушениями, по мнению правозащитников, министерством правил проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов и закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

По мнению организации, Министерство юстиции нарушает законодательство об антикоррупционной экспертизе и не оценивает часть важнейших законов. Так, в общественной организации выяснили, что закон о полиции Минюст не оценивал на предмет коррупционных рисков. А о том, проводилась ли антикоррупционная проверка закона "О госзакупках", организации не было предоставлено никакой информации. Это Transparency International сочли нарушением закона.

Антикоррупционная экспертиза прописана как обязанность Министерства юстиции в законе "О противодействии коррупции", утверждают правозащитники.

В ноябре 2010 года сотрудники Transparency International обратились в Минюст с запросом о том, проводилась ли антикоррупционная экспертиза закона "О полиции", который тогда находился на стадии разработки. В ожидании ответа правозащитники задали этот же вопрос 2 февраля 2011 года на встрече с президентом Дмитрием Медведевым, который сказал, что надеется, что антикоррупционная экспертиза закона "О полиции" проводилась.

Ответ ведомства, который правозащитники получили 28 февраля 2011 года, гласил, что никакой экспертизы не проводилось и проводиться не будет, так как проверка законопроектов, вносимых президентом, законодательством не предусмотрена.

Тогда в Transparency попытались выяснить судьбу другого законопроекта, считающегося потенциально коррупционным. Речь шла о поправках к закону "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (федеральный закон № 94 о госзакупках), разработанных правительством. Этими поправками российскому кабинету министров давалось право вводить дополнительные требования к поставщикам госуслуг по своему усмотрению.

В результате ведомство просто отказало правозащитникам в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что нормативные правовые акты не предоставляют Минюсту право отправлять копии своих заключений в иные организации, кроме государственных органов, отвечающих за разработку законопроекта.

В Transparency считают, что это не только право, но и обязанность Минюста. И не предоставив такую информацию, министерство нарушило требования закона, обязывающего государственные ведомства предоставлять информацию о своей деятельности по запросу граждан.

Transparency провели собственную оценку поправок в закон о госзакупках и пришли к выводу, что в законе много коррупционных рисков. В частности, по их мнению, предусмотренное законом право правительства самостоятельно устанавливать "единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования к участникам размещения заказов" излишне размыто. Также поправки не установили сроки, условия и основания для решений об особом порядке госзакупок.