ПРАВО.ru
Новости
19 сентября 2011, 19:22

Мосгорсуд отказался отсрочить исполнение наказания для врача, на которую возложили чужую вину за смерть пациента

Мосгорсуд отказался отсрочить исполнение наказания для врача, на которую возложили чужую вину за смерть пациента
Известный хирург Лео Бокерия на процессе выступал как свидетель обвинения Фото с сайта svogla.ru

Сегодня Мосгорсуд подтвердил решение Кунцевского районного суда Москвы, отказавшегося отсрочить исполнение наказания врачу Елене Трофимовой, осужденной на 2 года колонии-поселения по ч.2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Кассационная жалоба адвоката Трофимовой Марины Русаковой была отклонена коллегией судей под председательством судьи Натальи Симагиной.

Защита просила отложить начало исполнения наказания на том основании, что осужденная тяжело больна (редакции "Право.Ru" известен диагноз, но она воздержится от того, чтобы приводить его в публикации по морально этическим соображениям). Суд не счел эти аргументы убедительными по причине того, что диагноз Трофимовой не входит в перечень тех заболеваний, по которым отбывание наказания не представляется возможным.

Дело Елены Трофимовой приобрело широкую известность в медицинских кругах после того, как за нее вступился Общественный совет по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В заключении, которое подписал ответственный секретарь совета профессор Алексей Старченко, приговор в отношении Трофимовой назван "неправосудным, незаконным и необоснованным". "Приговор вынесен в отношении невиновного лица", — говорится в этом документе.

Трофимова была осуждена 27 января 2010 года Кунцевским райсудом под председательством судьи Марины Киртичук. Ее приговорили к 2-летнему лишению свободы, а также возмещению морального вреда — выплате 1 млн руб. в пользу потерпевшей, которой была признана Надежда Ефимова, бабушка умершей девочки. Изначально та требовала 3 млн руб., просуммировав пособия, которые она должна была получить в качестве опекунши внучки в период до наступления ее совершеннолетия. 22 марта 2010 года Мосгорсуд оставил приговор суда без изменения, 9 июня 2010 года судья Эллада Бондаренко отказала в удовлетворении надзорной жалобы.

Настя Ефимова скончалась 30 июня 2007 года в Пскове в доме своей бабушки, с которой она жила после лишения матери родительских прав. Согласно приговору суда, смерть наступила из-за того, что во время операции 22 июня девочке занесли инфекцию, в результате которой у нее развился гнойный медиастенит, приведший впоследствии к разрыву аорты и тампонаде сердца.

В центре Лео Бокерии, который на процессе выступал свидетелем обвинения, Настю Ефимову оперировал приглашенный специалист — Хасан Али, а Елена Трофимова — врач-кардиолог, была ее лечащим врачом в послеоперационный период. Ей вменили в вину то, что она не обнаружила признаки гнойного медиастинита, не провела нужного лечения, сочла девочку выздоравливающей и выписала. Аргументы о том, что Трофимова не является должностным лицом, принимающим решение о выписке, а также то, что она не кардиохирург и не может диагностировать кардиохирургическое заболевание, следствие, прокуратура и суд не приняли по внимание.

Ключевым элементом обвинительного заключения было заключение судебно-медицинской экспертизы, которую 10 июля 2009 года провели эксперты отдела судебно-медицинских экспертиз Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны. Это был четвертый  документ такого рода, подготовленный во время предварительного следствия по делу Трофимовой и единственный, в котором говорилось о ее вине. Три предыдущих, констатировали, что вины лечащего врача в смерти Насти Ефимовой не было, следователи выносили постановления о прекращении уголовного дела, но их неизменно отменял руководитель Следственного отдела по Западному административному округу СУ СКП по Москве Сергей Панютищев.

Все эксперты, выступавшие на суде, указывали на то, что в нем содержится противоречивая информация — описание последствий оперативного вмешательства расходилось с описанием операции, которую делал Али. Один из выступивших на суде даже задался вопросом — осматривали ли эксперты труп Насти Ефимовой или другой девочки. Однако суд отказал в назначении повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы, хотя фактически причина смерти ребенка экспертным путем не была установлена: не были исследованы материалы, отражающие, что с медицинской точки зрения происходило с девочкой с момента ее выписки 28 июня в Москве до наступления смерти во Пскове. Кроме того, экспертные комиссии не дали ответа на поставленные перед ними вопросы о том, проводились ли после операции до момента выписки девочки консилиумы врачей, и если проводились, то какие выводы они сделали, а также кто конкретно принимал окончательное решение о выписке и кем конкретно был подписан выписной эпикриз.

В настоящий момент адвокат Русакова готовится подавать надзорную жалобу на приговор Трофимовой в Верховный Суд РФ. Защита считает, что суд не изучил дело должным образом, проигнорировав, в частности, заключения экспертиз, результаты которых свидетельствовали о невиновности Трофимовой.