ПРАВО.ru
Новости
20 декабря 2011, 12:33

Теперь надо решить - хотим ли мы ограничений для иностранных юристов? - МЭР о договоренностях с ВТО и рынке юруслуг в РФ

Теперь надо решить - хотим ли мы ограничений для иностранных юристов? - МЭР о договоренностях с ВТО и рынке юруслуг в РФ
Максим Медведков Фото с сайта www.economy.gov.ru

В прошедшую субботу, 17 декабря 2011 года, министерская конференция Всемирной торговой организации в Женеве одобрила пакет документов о присоединении России. После завершения этой процедуры нашей стране отводится 225 дней на ратификацию в парламенте этих документов — доклада рабочей группы по присоединению вместе с приложениями по тарифным уступкам и по перечню услуг, затем еще 30 дней на подписание соответствующих законов главой государства. Полноправным членом ВТО Россия, если не случится ничего экстраординарного, станет не позднее конца лета 2012 года.

В настоящий момент не известно доподлинно, какие обязатетельства Россия взяла на себя в рамках ВТО. Доклад рабочей группы еще не опубликован официально. Единственное издание, которому к настоящему моменту удалось ознакомиться с этим документом, — это "Коммерсант". По данным газеты, английская официальная версия доклада будет опубликована до конца декабря 2011 года, и только затем последует период его изучения заинтересованными лицами. "Нам надо объяснить бизнесу, о чем мы договорились, — сказал в интервью "Коммерсанту" руководитель Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.

За несколько дней до министерской конференции в Женеве на "Право.Ru" был опубликован материал Александра Муранова, управляющего партнера коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", который назывался "Чем рискует Россия?" В нем на основании доступной в тот момент информации описывалось содержание обязательств России по сектору юридических услуг, ошибки, допущенные российскими переговорщиками во время диалога с ВТО в отношении этого сектора, и риски, которые эти ошибки за собой влекут.

Как выясняется теперь, в отношении влияния договоренностей с ВТО на юридический бизнес в России сохраняется много неопределенности. Об этом свидетельствует следующий фрагмент из интервью Медведкова:

"Сейчас доступ иностранных компаний ограничен в девяти секторах. Но можем вводить ограничения по доступу в других — почти полста. Возникает вопрос, хотим мы это сделать или нет? Если хотим, то нам нужно эту позицию сформировать, не откладывая в долгий ящик. Вряд ли стоит ждать момента, когда мы окончательно формализуем свое членство в ВТО <…>

Это абсолютно отраслевой диалог. Вопрос, хотим ли мы больше защиты или хотим оставить ее на прежнем уровне, нужно решать внутри отраслей экономики <…> Ответ о степени защиты должны дать бизнес и профильные ведомства. Если от них поступят предложения об увеличении планки защиты, решение должно приниматься через изменение соответствующих правовых актов.
 
Понятно, что трубопроводный транспорт останется закрытым для иностранного участия, а что делать, например, с рынком юридических услуг? Мы имеем возможность перемоделировать этот рынок таким образом, чтобы ограничить возможность участия иностранных юристов в ведении определенных дел на территории РФ. Наши обязательства это позволяют. Но юридическое сообщество само должно решить — а нужно ли вводить такие ограничения. <…> Так же как и их клиенты, бизнес должны решить, хотят ли таких ограничений доступа иностранных адвокатов или нет".

По словам Медведкова, для решения этой задачи есть примерно полгода. "Мы скажем о наших возможностях и организуем консультации с бизнесом и [отраслевыми] ведомствами, а уже по итогам таких консультаций должно быть найдено решение. Если они не решат этого сейчас, то, наверное, смогут это сделать и через пять-десять лет. Потому что у нас нет обязательств что-то ухудшить ко дню присоединения, но есть право это сделать. Если мы хотим этим правом воспользоваться — нужно воспользоваться", — сказал он "Коммерсанту".