ПРАВО.ru
Мнения
Олег Гарькавченко, кандидат юридических наук, портфельный инвестор
16 апреля 2018, 15:36

Законен ли снос: а как же разрешения?

Проблема «самостроя» в Москве является одной из ключевых последние несколько лет. Новый этап сноса самовольных конструкций должен начаться с 1 июля 2018 года, однако, до сих пор не урегулированы все проблемные аспекты прошлых волн сносов, не оценена роль чиновников разного уровня в сложившейся ситуации и, в целом, юристы по-разному оценивают действия властей. Рассмотри наиболее противоречивые сносы.

Торговый центр «Онега», находящийся недалеко от станции метро «Водный стадион» был оформлен в собственность в 2013 году на основании акта о приеме законченного строительства, документы были утверждены префектом Северного административного округа. Кроме того, руководителем землепользования в Северном административном округе в 2012 году был выдан договор аренды земельного участка до 2061 года. Причиной для сноса город назвал наличие коммуникаций под зданием, однако, при согласовании строительства и последующей выдаче права собственности их не обнаружили.

Нечто похожее произошло с известным комплексом «Чистые пруды». В 2005 году был продлен договор аренды до 2030 года, а участок был специально выделен для торговли и кафе. Так же имелись разрешения на увеличение площади и реконструкцию. Наличие документов опровергает самовольность постройки комплекса «Чистые пруды». Однако, как утверждает Гай Дилбарян, владелец комплекса, при оценке обращений в Правительство Москвы и Префектуру им заявляют об отсутствии разрешений даже в тот момент, когда они их демонстрируют. Претензия властей заключается в том, что комплекс был размещен в зоне общего пользования, на коммуникациях. 

Третьим известным торговым комплексом, попавшим под снос, стал «Альбатрос». Срок аренды земли, также как и у комплекса «чистые пруды» был до 2030 года, под эксплуатацию магазина-кафе. Имелись разрешения и на реконструкцию здания. Интересным является так же то, что в 2013 году «Альбатрос» попал в 819-е Постановление, но в этом же году префектура выдала документ, что комплекс отсутствует в реестре самовольных объектов. В 2015 году объект был включен в 829-е Постановление, предприниматели обратились в Госинспекцию, где им было обещано рассмотрение вопроса на одном из рабочих заседаний, дальнейшего ответа не последовало и вскоре «Альбаторос» был снесен. 

Безусловно, уже сегодня сложно определить была ли выдача всех этих разрешений законной. В том или ином случае явно прослеживается вина различных государственных структур, либо они выдавали противоправные разрешения, годами закрывая глаза на безопасность жителей Москвы, либо стоит вопрос о неправомерном сносе собственности законопослушных предпринимателей. Однако, о роли чиновников в данном процессе и о какой-либо ответственности с их стороны в данный момент речи не идет, хотя, в первую очередь было необходимо оценить именно их действия.