ESG-повестка в России сегодня
В основу концепции устойчивого развития (sustainable development) положены три составляющие, они же принципы ESG: environmental, social, governance.
В свою очередь, environmental — это повестка на сохранение окружающей среды посредством снижения рисков негативного влияния на нее. Social, то есть социальная ответственность, — это уважительное отношение к трудовым и потребительским правам граждан. Governance — ответственное управление компаниями с использованием сберегающих технологий.
Что способствует развитию в стране ESG-повестки?
С одной стороны, бизнес под влиянием мировой практики начинает осознавать важность и неизбежность построения таких моделей и использования таких технологий, которые будут направлены на сохранение окружающей среды, на ответственное отношение к трудовым и потребительским правам граждан. С другой стороны, государство создает привлекательные правовые инструменты: зеленое инвестирование и льготное кредитование, позволяющие заинтересовать бизнес и помочь ему развиваться в таком направлении.
В связи с этим перед бизнесом стоит требующий разрешения вопрос о том, как сохранить производство и усовершенствовать его, применяя ресурсосбережение, устойчивые цепочки поставок с локальными поставщиками, развивая систему корпоративного управления и заботясь о персонале, поддерживая количество рабочих мест и увеличивая трудовой потенциал компании.
А государственные институты озадачены другими вопросами: как выработать нормативно-правовую базу с рабочими критериями и стандартами устойчивого развития? Как преобразовать и адаптировать финансовый сектор под цели устойчивого развития? Как создать лучшие практики, которые будут служить компаниям понятными ориентирами для организации их деятельности, и учесть при этом региональные особенности и международные требования?
Тонкости взаимодействия государства, компаний и банков при реализации ESG-повестки
Все участники повестки так или иначе задействованы в реализации целей устойчивого развития (УР), но мнения экспертов о том, кто же на сегодня главный двигатель ESG-повестки в России, разнятся.
Когда принципы устойчивого развития стали проникать в финансовый сектор, появился такой подход, как ответственное инвестирование, а вместе с ним и фонды, ориентирующиеся на социальные и этические инвестиции.
Инвесторы закладывают в свою стратегию ответственное инвестирование, то есть обращают внимание на климатические риски компаний, на происхождение ресурсов и материалов, их экологичность. Таким образом, они как бы обязывают компании развивать ESG-практики для сохранения их инвестиционной привлекательности.
Одновременно государство разрабатывает для предпринимателей (участников рынка) законы и нормативные акты о соблюдении принципов устойчивого развития. Например, с середины 2022 года действуют критерии Минэкономразвития, по которым можно определить, считается проект компании или физлица климатическим или нет. А с мая 2023 года действует постановление правительства о правилах субсидирования программы «Чистый воздух», благодаря чему предприятия ТЭК из 12 городов — участников проекта получили возможность оформить льготные кредиты по ставке 3% на мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферу.
В свою очередь для компаний внедрение ESG-принципов приобретает значение не только элемента расположения к себе инвесторов и обеспечения конкурентоспособности, обязательных законных условий их деятельности, но и реального инструмента преобразования бизнеса, сокращения производственных и других расходов.
Здесь же банки, ориентируясь на повестку инвесторов, создают ESG-стандарты, протоколы, то есть обязательные требования для компаний, желающих получить выгодное кредитование. Так, в прошлом году Сбербанк выдал в 3,5 раза больше кредитов, связанных с ответственным финансированием, чем годом ранее.
Можно сделать вывод, что и государство, и инвесторы, и банки побуждают бизнес внедрять природоохранные, социальные и управленческие инициативы.
Как развивается правовая база ESG в России
Условно российское законодательство об устойчивом развитии можно разделить на несколько блоков. Первый блок — нормативные акты, посвященные эколого-климатической повестке. Здесь и закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», и правила ведения реестра углеродных единиц, и изменения закона «Об отходах производства и потребления», и правила субсидирования программы «Чистый воздух». Второй блок — это различные критерии, порядки, стандарты и методические рекомендации, связанные с подготовкой компаниями и частными лицами проектов и отчетности об устойчивом развитии.
Из последних можно выделить разработанные Минэкономразвития методические рекомендации о подготовке отчетности об устойчивом развитии и обновленный в сентябре стандарт отчетности об УР. Такая отчетность нужна компаниям для того, чтобы отслеживать собственные экологические, климатические, социальные и корпоративные достижения, избегать репутационных рисков и государственных санкций.
Помимо правового регулирования, активно развиваются специальные публичные инициативы, такие, например, как: аналитический индекс РБК и рейтингового агентства НКР по оценке ESG-профиля российских компаний, национальный рейтинг корпоративных нефинансовых отчетов, который публикуется на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей, ESG-рейтинг Национального рейтингового агентства. Участие компаний в рейтингах дает возможность инвесторам, работникам, контрольным органам, потребителям и поставщикам видеть уровень включенности бизнеса в практики устойчивого развития, тем самым повышать уровень доверия заинтересованных лиц к этому бизнесу за счет прозрачности своей деятельности и подтверждения соответствия принципам ESG.
Интересно, что в зависимости от конкретной отрасли в ней есть своя приоритетная последовательность сегментов устойчивого развития: крупные непроизводственные компании уделяют все больше внимания social составляющей, а, например, для игроков рынка, которые занимаются добычей, наиболее значимым становится environmental принцип. Такие компании разрабатывают климатические проекты — специальные мероприятия на предприятии, способствующие либо сокращению выбросов парниковых газов, либо увеличению его поглощения. Это могут быть, к примеру, проекты восстановления лесов или проекты об энергетике с низким углеродным следом.
Климатические проекты регистрируются в национальном реестре углеродных единиц, который создан для регистрации таких проектов и выпуска в обращение карбоновых единиц. Зарегистрировавшая в реестре свой зеленый проект компания получает право на выпуск углеродной единицы, представляющей собой квоту на выброс парниковых газов. То есть одна такая выпущенная углеродная единица равна тонне углекислого газа, выброс которого удалось предотвратить благодаря выполнению климатической программы. Чем больший объем выбросов будет сокращен, тем больше углеродных единиц сможет выпустить предприятие. Выпущенная углеродная единица — это условная валюта, которой торгуют российские предприятия, продавая их друг другу (цена за углеродную единицу сейчас — около 1000 руб.). Приобретая «чужие» углеродные единицы, компания, выбрасывающая большой объем парниковых газов, компенсирует таким образом количество собственных выбросов. Тем самым соблюдается баланс выбросов.
По данным сайта реестра, общее число обращаемых в России углеродных единиц составляет более 35,5 млн, а еще почти 85 млн единиц планируется к выпуску. Таким образом, компании — участники реестра исполняют федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» и следуют стратегии низкоуглеродного развития страны.
Сложности, которые существуют в российской практике ESG
В некоторых регионах и сейчас можно столкнуться с отсутствием понимания терминов «устойчивое развитие» и «ESG-повестка». Это связано отчасти с низким уровнем осведомленности о глобальной повестке устойчивого развития, вовлеченности бизнеса и населения этих субъектов в реализацию устойчивого развития.
Справедливо отметить, что экспертное сообщество старается сделать повестку более узнаваемой, проводит тематические форумы, конференции. Только за последний год в России было проведено порядка 20 масштабных встреч, включая конференцию «Зеленый бизнес в России», форум «Устойчивое развитие: адаптация к новой реальности», конгресс «ESG-(Р)-эволюция».
Участвующий же в зеленой повестке бизнес переживает собственные характерные явления.
Общемировой опыт показывает, что постепенно вектор компаний смещается в сторону гринхашинга (greenhushing), то есть намеренного замалчивания бизнесом информации о предпринятых усилиях в области устойчивого развития.
В России это явление получило развитие при одновременно присутствующей практике гринвошинга (greenwashing) — ложного экопозиционирования.
Понятие greenwashing появилось еще в 1980-е годы благодаря американскому экологу и активисту Джей Вестервельду, который посчитал предложение одного из отелей о повторном использовании постояльцами полотенец не заботой об окружающей среде, а коммерческим ходом для сокращения финансовых затрат владельцев гостиничного бизнеса. Основные мотивы для использования гринвошинга — это положительное позиционирование на рынке, привлечение инвесторов и потенциальных работников. Например, некоторые российские производители маркируют свои товары несуществующими экознаками. Поэтому с осени этого года вступили в силу поправки к закону «Об органической продукции», и наносить особые обозначения «эко-» и «био-» могут теперь только те компании, которые соответствуют оговоренным в законе требованиям.
Что касается гринхашинга, то к нему прибегают для противоположной цели — снижения пристального внимания к бизнесу со стороны экоактивистов и потребителей, которые могут найти в планируемой зеленой инициативе порок и обвинить в экообмане. Компании из разных отраслей здесь придерживаются такой стратегии: не разглашать свои планы о вкладе в устойчивое развитие до достижения результатов собственных усилий.
Резюмируя, хочется отметить, что важность повестки устойчивого развития осознана государством и бизнесом, количество российских зеленых инициатив, очевидно, увеличивается, как и объем знаний и опыта. Национальное правовое регулирование находится на этапе естественного формирования, а предпринимаемые всеми участниками шаги к реализации концепции устойчивого развития указывают на перспективы экономического роста в стране.