ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 июля 2009, 17:17

Никита Михалков: "Я бы не хотел быть присяжным заседателем"

Никита Михалков: "Я бы не хотел быть присяжным заседателем"
Никита Михалков

Знаменитый режиссер Никита Михалков до того устал от многочисленных судов, что старается лишний раз не ворошить скандальные вопросы. Тем не менее для портала "Право.ру" Никита Сергеевич сделал исключение, согласившись побеседовать и о тех делах, ответчиком в которых он сейчас выступает, и о тех шумных конфликтах, которые случались в его жизни в прошлом.

- В нашей стране нет правовой культуры как таковой, — считает Никита Сергеевич. — У нас не принято судиться, выяснять свои отношения с привлечением третьих лиц, не развит институт адвокатуры. Конечно, все это есть, все присутствует, но далеко не в тех масштабах, в которых хотелось бы, и в которых это должно быть. Видимо, взращенные в советские времена при старой и прогнившей системе мы до сих пор боимся идти в суды, потому что уверены, что никогда ничего не сможем добиться, а на нас в результате все будут показывать пальцем и говорить: вот он, изгой, не такой как все, все ему хочется чего-то урвать, чего-то заполучить. И при таком раскладе, при таком менталитете, многие граждане, решившиеся-таки пойти в суд, часто делают из этого сенсацию, созывают журналистов на пресс-конфренеции и зарабатывают себе баллы на этой публичности. Именно поэтому судебные слушания с участием известных людей, компаний, вмиг попадают на первые полосы газет и их начинают обсуждать  все. На самом деле на том же Западе суды — обычное явление, и простые разбирательства даже самых известных людей не всегда удостаиваются первых полос газет, огласку получают лишь крупные прецеденты. Выяснения отношений в суде — это обыденность, быт, и к этому надо прийти. Нам надо научиться цивилизованно отстаивать свои интересы в суде и не бояться этого.

- Хорошо говорить вам — человеку известному и не бедному. А каково быть большинству населения нашей страны — людям, при всем желании не способным нанять дорогих адвокатов?

- А зачем дорогих? Иногда не дорогие адвокаты оказываются удачнее и успешнее. К тому же, как известно, начинающий свою практику будущий специалист всегда более старательно и тщательнее подходит к своей работе — и это касается не только юристов. Убежден, выпускник юридического факультета разбирается во многих вопросах получше былого адвоката… К тому же, если адвокат ведет дело, он все равно заново перелистывает законы… Да, практика нарабатывается с годами, но если адвокат подкован юридически, если у него есть свой дар, умение убеждать других и, главное, если он верит в свою правоту — он может задать всем жару!

Кстати, я знаком со многими известными адвокатами, владельцами весьма крупных адвокатских контор. Многие из них помогают совершенно бесплатно малоимущим и тем людям, которые не могут заплатить за их услуге. Знаю, подобная практика существует, и это нормально.

- Тем не менее, вы пользуетесь услугами опытных адвокатов. Которые защищают вас сразу по трем, кажется, делам?

- Нет, три дела объединили в одно. Первое заявление, в котором оспаривалась законность проведения мартовского съезда, было подано сторонниками режиссера Марлена Хуциева из числа рядовых членов Союза. Со вторым иском обратились кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и актриса Наталья Фатеева. Ну а по третьему иску истцом выступил сам Марлен Хуциев. Куда ж без него…

- А с чего вообще разгорелся скандал-то такой? Кому вы, Никита Сергеевич, дорогу перешли?

- Говоря по простому, слишком много завистников вокруг. Когда человек успешен, всегда есть те, кто ему завидуют, и из своей зависти, начинают ставить палки в колеса и пытаться омрачить жизнь и деятельность. Мне подобные действия, как и высказывания отдельных граждан, в том числе и публичные, в общем-то безразличны, они мне как легкие укольчики булавкой — не больно, но слегка мерзопакостно. Обидно, что на людей выливается весь этот смрад и зрители, которые включают телевизор, чтобы посмотреть новости или узнать, что произошло в сфере культуры, вынуждены наблюдать эти заказные, подстроенные, неумело срежиссированные и проплаченные на спонсорские деньги скандалы.

Знаете, скажу честно: за последние лет 15 не прошло дня, чтобы меня кто-нибудь не "лягнул", не "укусил", не сказал в мой адрес обидные слова. Каждый день я что-то плохое о себе или слышу, или читаю в газетах. Первое время очень переживал. Метался: "Да как же?.. Да что же?.. Как объяснить, что я — не такой?!." Собирался даже в суды идти — с обидчиками разбираться. Но однажды я спросил своего духовного наставника в церкви, куда хожу молиться: "Батюшка, скажи, что мне делать? Мне больно, мне обидно — это непонимание, эти грязные слова и слухи…" На что мудрый священник процитировал строки из стихотворения любимого мною Пушкина: "Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспаривай глупца". На этом я успокоился.

- Успокоились по отношению к клеветникам. А по отношению к вашему оппоненту — Марлену Хуциеву? С каждым днем у него все больше сторонников, которые обвиняют вас в коррумпированности и во всех тяжких…

- Еще в непрофессионализме обвиняют. И, самое смешное, в суд на них не подашь. Ну как доказать, что тебя оболгали? Как доказать, что ты не непрофессионал, а напротив — профессионал? Что я на суде буду говорить, что я снял фильмы, аудитория каждого из которых в десятки раз больше аудитории всех фильмов, снятых моими оппонентами, как вы говорите, вместе взятыми? Нет, конечно. А из их уст все обвинения в моей адрес — подобные.

Попытка обвинить меня в неких финансовых нарушениях не имеет под собой основания, так как два последних года я не занимался делами Союза, находясь в творческом отпуске на съемках картины "Утомленные солнцем — 2". Интересный момент, да? В итоге люди, которые обвиняют меня в растрате денег, сами под шумок все и растратили?.. А что касается будущего самой этой организации, то я полагаю, что она должна стать профсоюзом, который занимается всеми вопросами, связанными с защитой прав, интересов и быта его членов, а не кормит режиссеров и актеров — неудачников, которые, не умея сделать что-нибудь достойного и снять хороший фильм, только ходят и клянчат себе дотации на поддержания штанов и постройку дач.

- Насколько помню из телерепортажей, вы всюду заявляли о нелегитимности седьмого съезда Союза, прошедшего без вашего участия. Почему? Что же там произошло?

- Банальное соединение юридической безграмотности и агрессивной инфантильности. Я всех заранее предупреждал, что документы подготовлены неправильно. Говорил: остановитесь. Накануне съезда звонил режиссеру Дмитрию Месхиеву и предупреждал его: "Дима, это беда, вы делаете огромную ошибку. Назовите это собранием, встречей членов, но не объявляйте седьмым съездом". Заместитель министра культуры Александр Голутва говорил то же самое, юрист союза Иван Логунцов предупреждал. Нас демонстративно проигнорировали. На кого теперь пенять? На сегодняшний день ситуация такая: Минюст не принял их документы и отказался зарегистрировать новое правление и председателя, старое правление утеряло свои права, а новое не получило. В итоге Марлен Мартынович Хуциев сейчас не имеет ни права подписи, ни печати, он не зарегистрирован в реестре, но он себя объявляет чуть ли не революционером, который под натиском меня — монстра современности, кремлевского продвиженца, Минюста, который я, якобы, купил, устроил съезд и объявил себя самопровозглашенным лидером. Он подговорил людей пойти за ним и многие весьма уважаемые мной люди, увы, примкнули к этому… стаду.

- Ваши полномочия закончились в октябре 2007 года. Переизбрали вас лишь в 2009. Почему не созвали съезд для избрания нового председателя раньше?

- Я находился на съемках, потому что моя основная профессия — режиссер, а не администратор. Есть правление союза, есть секретариат союза, они могли бы в любой момент собрать этот съезд. Я бы на него приехал. И люди, которые мне вменяют это в вину, в равной степени со мной виноваты. Я же собирался уходить! Предложил Михаила Пореченкова: он молодой, талантливый, мощный, медийный, популярный, деятельный! Мне не все равно, кому достанется Союз. Увы, люди хотели революции. Но ее не получилось. Поэтому сейчас за правду вновь предстоит бороться мне. И те суды, которые еще будут до конца лета — они мне уже не страшны даже.

- А вы, кстати, сами на судах присутствуете?

- Я стараюсь сам в суд никогда не ходить — это работа адвокатов. Но если этого требует регламент — я всегда найду время приехать.

- Никита Сергеевич, а правду говорят, что вы планируете сами стать судьей — правда, в рамках Союза кинематографистов. Собираете разработать кодекс, который будут обязаны подписать все члены союза и при нарушении которого вы лично будете выдворять их из организации?

- Ну не все так ужасно, как вы преподносите, но действительно такая мысль есть. Просто я люблю порядок — он должен быть во всем. Действительно, в самое ближайшее время для членов нашей организации будет введен этический кодекс, нарушение которого может грозить различными санкциями вплоть до исключения из союза. Уже сейчас создается комиссия по этике, которую я возглавляю на правах председателя союза. Комиссия будет работать над этическим кодексом, который будет регулировать вопросы о том, что могут, а что не могут делать члены Союза с точки зрения морального, нравственного поведения.

- А правда ли, что со своим фильмом "12" вы влипли в еще один скандал — говорят, с прокатом в США возникли проблемы, потому что нарушены авторские права Сидни Люмета и владельцы прав на американскую картину 50-летней давности до сих пор судятся с вами?

- Права на прокат картины "12" на территории Соединенных Штатов Америки приобрела крупнейшая компания Sony Classics. У нас подписан договор. Прокат начался сразу после "Оскара". Никаких проблем с этим не было и нет. Сплетни распускали завистники или кто-то, кому это было нужно, но я не собирался и не собираюсь затыкать им рот — не могу же я запретить людям выдавать желаемое за действительное.

- Кстати, фильму многие предъявляли как идеологические, так и "технические" претензий. В частности: в фильме представлена судебная система, актуальная для Америки 1950-х и не соответствующая современной России. В какой степени это вас тревожило, когда вы начинали съемки?

- Ни в какой. Возьмите картину "Гладиатор" и проанализируйте ее с точки зрения исторического соответствия реалиям Древнего Рима… Критики в юриспруденческом раже забыли прочесть начальные титры фильма "12". Там сказано: "Не следует искать здесь правду быта, попытайтесь ощутить истину бытия". Для меня был единственно важен повод к разговору. А то, что этот повод и этот разговор для современной России крайне актуальны, я думаю, никто оспаривать не решится. Этот фильм я снимал не для юристов, которые выискивают ошибки в каждом кадре, а для зрителей, которые смотрят сердцем, которые ощущают себя частью страны и которые, возможно, в образах присяжных заседателей увидят себя.

- Если бы вам пришла повестка — явиться в качестве присяжного заседателя на слушание дела — пошли бы?

- Ну, насколько мне представляется, если тебе пришла повестка — будь добр явиться, и если у тебя нет весомой причины отсутствовать на слушаниях, к тебе могут быть применены административные карательные меры. Так что я бы пошел, конечно, это же позиционируется у нас как право и обязанность гражданина… Но, честно говоря, я бы не хотел быть присяжным заседателем. Причин на это две: во-первых, подобные процессы тянутся чрезвычайно долго и мне откровенно жаль то время, которое можно убить элементарным просиживанием штанов на неудобных судебных скамейках. Во-вторых, если я или любой другой публичный человек будет участвовать в процессе, это привлечет к нему внимание прессы и появится масса публикаций в прессе, что будет отвлекать от сути самого процесса.

- И напоследок: Никита Сергеевич, вы говорите, что задеть вас словом практически невозможно и сами вы в суды не приходите. Но все-таки есть что-то, что заставит вас изменить правилам? Что должна написать газета или сказать в интервью ваш противник, чтобы вы не выдержали?

- Про меня — ничего, бесполезно! Но если кто-то тронет моих близких — тут уж я за себя не ручаюсь.

Автор: Денис Лобков