ПРАВО.ru
Практика
13 декабря 2022, 12:08

Борьба с контрафактом в условиях нового регулирования параллельного импорта

Борьба с контрафактом в условиях нового регулирования параллельного импорта
Легализация параллельного импорта подняла вопрос об эффективности борьбы с контрафактом на новый уровень. Об этом в совместном материале рассуждают Мария Ароникова, партнер, руководитель практики «Товарные знаки» Semenov&Pevzner, и Карина Скоморохова, старший юрист практики «Борьба с контрафактом и серым импортом» Semenov&Pevzner.

Весной 2022 года правительство РФ и Минпромторг приняли нормативные акты относительно ввоза отдельных товаров и товарных групп (Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 и приказ от 19.04.2022 № 1532). Импорт таких товаров без разрешения правообладателя более не рассматривается как нарушение исключительных прав. В новом регулировании многие усматривают риски для эффективной защиты прав. Под видом параллельного импорта на российский рынок может поступать контрафактная и серая продукция. В качестве дополнительных сложностей отмечаются перестройка международной торговли и логистики, рекордный рост товарооборота с Китаем и увеличение импорта из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения), которые используются в качестве транзитных пунктов.

Несмотря на существенные изменения, правообладатели — даже те, чьи товары стали открыты для параллельного импорта, — имеют возможность использовать меры для эффективного пресечения ввоза и оборота подделок.

Таможенный контроль

Ввоз продукции, маркированной товарными знаками, не входящими в перечень Минпромторга, подлежит стандартному таможенному контролю, и импортеры по-прежнему должны получать разрешение у правообладателей. В качестве первого шага целесообразно проверить, коснулась или нет легализация параллельного импорта собственного портфолио и в какой степени (товарный знак, товарная группа, код ТН ВЭД).

Активная работа по противодействию ввозу контрафакта продолжается и в отношении продукции, маркированной товарными знаками, подпадающими под новое регулирование параллельного импорта. Таможенные органы имеют право приостановить выпуск, если сомневаются, что партия оригинальная.

Сотрудничество с таможенными органами

После перерыва, связанного с ковидными ограничениями, таможенные органы возобновили организацию семинаров и рабочих встреч, где правообладатели могут проводить тренинги по эффективному обнаружению подделок.

Мобильные таможенные группы, первоначально созданные для противодействия незаконному ввозу в Россию санкционного сырья и продукции, сейчас имеют более широкие полномочия и могут останавливать для проверки грузовые автомобили по всей территории России. Оперативное доведение информации о контрафактных поставках или критериях контрафактности до мобильных групп становится дополнительным инструментом работы.

При выявлении контрафактной продукции, в частности с использованием системы управления рисками, таможенные органы ориентируются на отличительные признаки контрафактных товаров, представленные при включении объекта в ТРОИС (электронный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС). Регулярное обновление информации о признаках оригинальной и контрафактной продукции и направление этих сведений в ФТС позволяет лучше отслеживать и выявлять поддельную продукцию.

ТРОИС стран ЕАЭС

Правовое регулирование государств — членов ЕАЭС дает возможность свободно перемещать товары, прошедшие таможенный контроль или происходящие из одного государств — членов Союза. При отсутствии функционирования единого ТРОИС ЕАЭС требуется более комплексная защита в виде получения прав на объекты интеллектуальной собственности в указанных юрисдикциях и включение их в ТРОИС в каждой стране — участнице ЕАЭС.

Работа на внутреннем рынке

Новое регулирование параллельного импорта не затрагивает правовые и организационные возможности правообладателя по противодействию обороту контрафактной продукции на внутреннем рынке.

В дополнение к мониторингу «традиционных» точек продажи контрафактных товаров (рынки, мелкий ретейл) важно уделять внимание онлайн-площадкам, в том числе маркетплейсам, соцсетям и мессенджерам, которые в настоящее время становятся едва ли не главными каналами реализации подделок.

Авторы

Мария Ароникова
Партнер, руководитель практики «Товарные знаки» Semenov & Pevzner Semenov & Pevzner Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Интеллектуальная собственность (консультирование)

Карина Скоморохова
Старший юрист практики «Борьба с контрафактом и серым импортом» Semenov & Pevzner Semenov & Pevzner Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Интеллектуальная собственность (консультирование)