ПРАВО.ru
ПРАВОТЕХ
1 июля 2025, 20:01

Цифровизация и скромные бюджеты: итоги исследования юрфункции

Цифровизация и скромные бюджеты: итоги исследования юрфункции
Юридическая функция в 2025 году все еще находится на начальной стадии перехода от операционной поддержки к роли бизнес-партнера. Об этом свидетельствуют результаты комплексного исследования юридической функции компании, которое совместно провели Право.ru, «Хэдхантер», «ПравоТех» и «Юридический менеджмент». При этом бюджеты юрдепов на цифровизацию и внешних консультантов остаются скромными. Правда, чем крупнее компания, тем выше уровень зрелости цифровых практик и больше инвестиции в правотех-инструменты.

Исследование «Юридическая функция — 2025» прошло в формате онлайн-опроса с 17 апреля по 19 июня. В нем поучаствовали 578 руководителей юридических отделов и департаментов из компаний разных отраслей и форм собственности. Результаты этой работы можно использовать как методическое руководство, уверен Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенса «Хэдхантера». «На основе этих данных можно не только актуализировать структуру юрфункции, но и принять кадровые решения, выстроив систему обучения, перенастроив процессы», — поясняет он. Сейчас время коллабораций и сотрудничество таких четырех мощных брендов, как «Хэдхантер», «ПравоТех», Право.ru и «Юридический менеджмент», позволило создать продукт, не имеющий аналогов на юррынке, получив поддержку лидеров мнений юридического бизнеса, подчеркнула Анна Федорова, директор по маркетингу и мероприятиям Право.ru.

Алексей Никифоров, основатель компании «Юридический менеджмент», считает, что исследование отражает тренды рынка: «Эти результаты не сильно отличаются от того, что мы получили в 2024 году, поэтому я на 100% уверен, что мы нащупали реальное состояние дел у инхаус-команд». Отдельную ценность составляет то, что в исследовании участвовали не только крупные федеральные компании, но и юрслужбы с численностью 5–10 юристов. 

Управление юридической функцией

Юридические департаменты остаются компактными: 80% компаний не планируют увеличивать штат, а 73% — не собираются сокращать его. У трети организаций в юрфункции работают от одного до пяти специалистов. 

Только 12% юристов входят в правление или совет директоров, что говорит об ограниченном стратегическом влиянии. «Юристам еще стоит пройти длинный путь трансформации в бизнес-лидеров. Не менее характерно, что только у 10% главных юристов есть бизнес-образование. Наверное, первое связано со вторым», — комментирует Никифоров. Руководители часто подчиняются напрямую CEO, но их эффективность оценивают преимущественно субъективно — по мнению вышестоящих менеджеров. Лишь 36% функций имеют собственные KPI. 

По словам Донникова, иерархия, при которой ключевыми показателями становятся управление значимыми проектами, скорость обработки запросов, судебная работа и удовлетворенность внутренних заказчиков, выглядит логично и совпадает с его управленческим опытом. «Эти приоритеты подтверждаются рынком — именно на них сегодня нацелены усилия большинства команд», — отмечает он.

В то же время главы юридических департаментов все чаще берут на себя роль лигалопсов, не включая отдельных специалистов в штат. В целом функция глав департаментов расширяется: в ее зону ответственности входят GR, документооборот, комплаенс и корпоративные процедуры.

Привлечение консультантов 

Компании рационализируют работу с внешними консультантами: в большинстве случаев менее 10% бюджета юрфункции тратится на их услуги. На фоне роста ставок (отмечают 34% компаний) популярность приобрели форматы с предсказуемой стоимостью — твердая цена и гибридные схемы. Уровень экспертных знаний — главный критерий при выборе консультантов, особенно в иностранных компаниях и ретейле.

Внешним юристам чаще всего передают судебные процессы, уголовные и налоговые дела, задачи по интеллектуальной собственности. Только четверть компаний разработала регламент по работе с внешними юристами. По мнению Донникова, пора зафиксировать принципы и стандарты взаимодействия с консультантами, а результаты исследования можно использовать как готовый мануал. «Исследование дает обширный материал и для инхаусов, и для консультантов. Показаны принципы отбора, логика бюджетирования, сценарии роста расходов на аутсорс. Это ключевая тема для любой юридической фирмы», — отмечает он.

Юридическая функция и бизнес

Юридическая функция по-прежнему неглубоко интегрирована в стратегические процессы бизнеса. Ключевыми векторами оптимизации юрфункции признаны модернизация бизнес-процессов (74%) и цифровизация (67%). В крупных компаниях растет понимание необходимости реструктуризации и операционной интеграции. 

Представители юрфункции все чаще стремятся наладить взаимодействие с IT, закупками и операционным блоком. В госсекторе и финансовой сфере выше заинтересованность в масштабных организационных изменениях. В то же время юристы в компаниях с иностранным капиталом чаще видят ценность в координации с маркетингом и продажами.

Обучение и развитие

Несмотря на возрастающие требования к управленческим и цифровым навыкам, 90% юридических руководителей не имеют MBA. Тем не менее, в компаниях популярны образовательные программы, и особенно востребованы навыки коммуникации, проектного менеджмента, переговоров и работы с договорным правом. 

В каждой третьей фирме есть отдельный бюджет на обучение, особенно в IT-секторе и в компаниях с госучастием. Крупнейшие юрлица чаще организуют внутренние тренинги и командные мероприятия. В бизнес-среде расширяется участие юристов в профессиональных сообществах, особенно среди представителей ретейла и финансов. Компании инвестируют в развитие отраслевых и цифровых навыков, включая публичные выступления, комплаенс и антикоррупционные практики.

Цифровизация юрфункции

Правотех-решения становятся неотъемлемой частью юрфункции: 65% департаментов используют IT-решения для договорной работы, 70% — для судебной практики. Внедрение правотех-решений в ближайшие два года планируют 40% организаций. Популярны навыки работы со справочными и судебными системами, конструкторами договоров и ИИ. В крупных компаниях и госсекторе IT-решения чаще покрывают функции GR и комплаенса. 

По словам Кирилла Кондратенко, заместителя генерального директора «ПравоТех», стоит учитывать, что таск-трекеры и системы документооборота внедряются сквозным образом и чаще по инициативе IT- или операционных блоков. Юридическая функция — скорее участник, чем инициатор. Исключение: решения для судебной практики, которые воспринимаются как правотех и внедряются юристами напрямую.

Основные барьеры — ограниченные бюджеты (до 1 млн руб. в 60% компаний) и нехватка кадров с нужными цифровыми компетенциями. Кондратенко считает, что готовность инвестировать и отстаивать бюджеты на цифровизацию лучше всего отражает уровень цифровой зрелости. И здесь он видит связь с другим трендом исследования: «Чем крупнее компания, тем выше зрелость цифровых практик и больше инвестиции в правотех-инструменты. При этом бюджеты юридических департаментов все еще ограничены, особенно в сравнении с потребностями и средними рыночными чеками. Причина — нехватка управленческой компетенции: MBA есть только у одного из десяти руководителей юрдепов. Это создает разрыв в языке аргументации с бизнесом».

Внушительный рост показывает интеграция искусственного интеллекта: 30% руководителей заявляют об использовании ИИ в ежедневной практике. По мнению Кондратенко, ИИ — это идеальная точка для входа в правотех, он быстро дает эффект и им просто начать пользоваться по сравнению с системами автоматизации. А потому ИИ может ускорить переход к цифровизации в целом. 

С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.