По словам Дмитрия Якина, председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей, в России запретил закредитованным набирать еще кредиты. А потому им зачастую приходится просто копить на банкротство. Поэтому процедура должна стать проще и дешевле, уверен он.
Первый шаг, который нужно предпринять в этой связи, по мнению Якина — отменить обязательные публикации о банкротстве в «Коммерсанте». «Банкрот должен как минимум отдать 20 000 руб. за две публикации. Давайте беречь природу, деревьев мало. Онлайн-публикаций хватит», — уверен эксперт. С этим согласилась и судья Верховного суда Ирина Букина.
Процедура банкротства должна быть простой, она должна сопоставляться с реальной экономикой.
Процедура банкротства должна быть построена таким образом, чтобы она стоила не больше средней российской зарплаты в 25 000 — 27 000 руб. То есть, чтобы человек мог прийти со своей зарплатой и за вычетом прожиточного минимума оплатить процедуры и пойти в будущее без долгов.
«Нам необходимо помнить, что на самом деле многие должники даже не могут инициировать процедуру банкротства — у них просто нет на это денег», — согласился Джейсон Килборн.
По его словам, в США при реструктуризации долгов крупных предприятий в некий специальный фонд откладываются деньги, которые потом направляются на банкротство физлиц. Это делает процедуру доступнее.
В Германии, в которой в 1995 году приняли один из первых законов о личном банкротстве, как и в России столкнулись с тем, что не так много людей обращались за освобождением из сложной ситуации через банкротство. Там ввели систему: можно получить отсрочку платежей по тем деньгам, которые нужно заплатить управляющему. «Вы привлекаете управляющего, но можете получить отсрочку — нанимаете управляющего сейчас, а платите потом», — объяснил он.
Другая система действует в Бельгии. Там столкнулись с проблемой серьезной закредитованности населения, а причиной тому стали рекламные обещания банков, которые создавали впечатление доступных денег. Но они не заботились о том, что потом у людей могут возникнуть трудности — а потому долги накопились. В итоге там ввели специальный небольшой «налог», его платят банки, и часть этих денег государство тратит, чтобы предотвращать банкротства — например, учит население по вопросам финансовой грамотности.