Репортаж
30 июня 2022, 12:38

На ПМЮФ обсудили развитие института финансового уполномоченного

На ПМЮФ обсудили развитие института финансового уполномоченного
Введение института финансового омбудсмена помогло разгрузить суды, рассказали в ВС, но пространство для расширения его функций еще осталось. В ЦБ предложили подумать над предоставлением уполномоченному функций по снижению неустойки. А сам финомбудсмен заявил о готовности службы принять на себя дополнительные примирительные функции.

Финомбудсмен Юрий Воронин напомнил, что компетенция его службы определена как обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и финансовой организацией. «Мы не занимаемся примирительными процедурами. Но сам процесс построен так, чтобы направлять финансовую организацию в сторону добровольного примирения с потребителем. У него есть мощнейший стимул, чтобы выстраивать цивилизованные отношения», — рассказал он. По его словам, институт финансового уполномоченного способствует укреплению доверия на рынке финансовых услуг.

«Быстро, просто и бесплатно. Обязательный досудебный порядок не ограничил право потребителя на непосредственное обращение в суд, но у него возникла дополнительная опция бесплатного, простого и ускоренного рассмотрения спора. И люди этой опцией с удовольствием пользуются».

Удобство для заявителя заключается еще и в том, что он избавлен от необходимости доказывать свои обвинения: потребителю достаточно усомниться в правильном оказании услуги. И уже задача финансового уполномоченного — проверить, был ли соблюден закон и договор.

Из 180 000 прошлогодних обращений финансовые организации обжаловали больше 13 000 споров, поделился статистикой Воронин. И только в 4% дел финансовая организация добилась отмены решения финуполномоченного в суде. Вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков отметил, что на банки финомбудсмену жалуются нечасто, всего в 2,5% случаев, и лишь 23% жалоб удовлетворяются.

На ПМЮФ оценили перспективы судебного финансирования

Судья ВС Михаил Кротов признал, что внедрение института финомбудсмена позволило снизить нагрузку на суды. При этом он обратил внимание, что до судов все еще доходят споры о размере неустойки, которую выплачивают потребителям финансовые организации. В практике есть тенденция снижать неустойку, но коллегия ВС по гражданским делам отменяет такие решения, рассказал Кротов. «Практика будет выровнена достаточно быстро, все-таки снижение неустойки — это исключительный институт», — объяснил он.

А небольшое количество споров у финомбудсмена с участием банков судья объяснил так: когда спор передается коллектору, обращение к уполномоченному уже невозможно. «Банки, к сожалению, пользуются этим довольно активно», — возмутился он. Надо либо расширять сферу полномочий омбудсмена, либо оценивать законность передачи долга коллектору, уверен судья.

Кротов также обратил внимание на споры со страховыми компаниями. Большая часть дел, которые рассматриваются в ВС, связаны с экспертизами: зачастую их в таких спорах проводят несколько, по одной от каждой стороны плюс назначенная судом. Кротов предложил подумать над тем, чтобы была единая методика их проведения.

Руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута отметил, что институт финансового уполномоченного «справляется со своей функцией». И добавил, что есть потенциал для расширения полномочий. «Расширение полномочий омбудсмена поможет дополнительно снизить нагрузку на суды. На наш взгляд, можно передать уполномоченному споры о размере неустойки», — подчеркнул он.

Сам омбудсмен Воронин отметил, что в его службе готовы к новым функциям, например примирительным.