ПРАВО.ru
Практика
16 марта 2021, 16:12

ЕСПЧ присудил россиянину €34 000 за пытки в милиции

Из жителя Оренбурга сутки выбивали признание по делу об изнасиловании. Российские власти 31 раз отказали ему в возбуждении дела о пытках.

16 марта Европейский суд по правам человека вынес постановление в пользу Олега Ельчанинова, который сообщил, что в 2006 году его около суток пытали в отделении милиции. Российские власти должны будут выплатить ему компенсацию в размере €34 000.

Как следует из материалов дела, Ельчанинова задержали в Оренбурге в декабре 2006 года по подозрению в изнасиловании. Его доставили в Ленинский РОВД, где несколько оперативников требовали от мужчины дать признательные показания. При этом его избивали, в том числе с помощью бейсбольной биты, и душили пакетом. Пытки продолжались около суток, но Ельчанинов так и не дал показаний против себя.

На следующий день сотрудники милиции доставили его в больницу, где врачи зафиксировали у него многочисленные следы побоев. Травмы зафиксировали также в СИЗО, куда Ельчанинова перевезли после оказания медицинской помощи.

Уже в следственном изоляторе задержанный сообщил фамилии милиционеров, которые его пытали. Поскольку реакции не последовало, в 2007 году «Комитет против пыток» от его имени подал заявление о пытках в прокуратуру повторно. В том же году самого Ельчанинова приговорили к семи годам заключения.

Всего Ельчанинову отказали в возбуждении дела о пытках 31 раз. При этом, как отмечают правозащитники, зачастую ответы прокуратуры различались только датой.

В 2012 году представители Ельчанинова обратились в ЕСПЧ. В 2014 году суд коммуницировал эту жалобу.

В итоге ЕСПЧ признал, что Ельчанинова подвергли бесчеловечному и унизительному обращению и незаконно задержали без составления процессуальных документов. Кроме того, ЕСПЧ указал, что российские власти не провели эффективного расследования по этим фактам.

В «Комитете против пыток» сообщили, что намерены с помощью постановления ЕСПЧ добиваться расследования случившегося с Олегом Ельчаниновым, несмотря на то, что привлечь виновных милиционеров к уголовной ответственности уже не удастся за истечением срока давности.