ПРАВО.ru
Процесс
25 января 2024, 11:22

В Совфеде предлагают ограничить долю маркетплейсов на рынке

Они мало чем отличаются от традиционных торговых сетей, но при этом получают необоснованные конкурентные преимущества и не ограничены в открытии или аренде новых пунктов выдачи заказов, считает сенатор.

Глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов считает, что нужно установить долю рынка маркетплейсов и ограничить возможность открытия ими новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) при ее превышении. Такое предложение содержится в письме Кутепова в адрес помощника президента Максима Орешкина. С документом ознакомилось РИА «Новости».

Сенатор объясняет: маркетплейсы не подпадают под законодательное ограничение приобретения и аренды дополнительной площади торговых объектов (рыночной доли). Хотя они, как и традиционные торговые сети, занимаются розничной торговлей товарами. Но при этом маркетплейсы получают конкурентные преимущества и не ограничены в открытии или аренде новых ПВЗ.

ФАС установила коллективное доминирование на рынке маркетплейсов

Доминирование маркетплейсов, по мнению Кутепова, подтверждается увеличением числа их конфликтов с владельцами ПВЗ из-за штрафов, с продавцами — в связи с высокими комиссиями, с потребителями, которые стали чаще жаловаться в Роспотребнадзор. Это стало поводом для проведения контрольных проверок крупнейших маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Lamoda. В 2023 году таких проверок было 11, в том числе со стороны МВД, Росприроднадзора и Роспотребнадзора, напомнил Кутепов.

Автор письма уточнил, что в 2021 году доля рынка маркетплейсов от общего числа онлайн-продаж составляла 39,7%, а в первой половине 2022-го — уже 47,9%. По прогнозам в 2024-м этот показатель вырастет до 54%. При этом более чем 50% крупных маркетплейсов контролируют иностранцы — граждане Нидерландов, Сингапура и Кипра, добавил Кутепов.

В администрации президента пока не отреагировали на предложение сенатора.