ПРАВО.ru
Практика
2 апреля 2024, 11:56

ЦБ: долговая нагрузка на россиян снизилась в 2023 году

В основном микрофинансовые организации выдавали займы в среднесрочном сегменте.

Банк России опубликовал итоги работы микрофинансовой отрасли за 2023 год. ЦБ рассказал:

  • доля коротких займов «до зарплаты» снизилась до минимума за последние пять лет — до 34%;
  • основной объем займов пришелся на среднесрочный сегмент. Это способствовало уменьшению ежемесячных платежей клиентов и общему сокращению долговой нагрузки на людей.

ЦБ объяснил произошедшие перемены новыми регуляторными требованиями. Так, ставка не может быть более 0,8% в день, а максимальный размер переплаты — более 1,3% от суммы долга за весь период.

В прошлом году постепенно ужесточались макропруденциальные лимиты по заемщикам, которые имеют высокий показатель долговой нагрузки. Это привело к улучшению качества портфелей микрофинансовых организаций (МФО): доля просроченной задолженности со сроком до 90 дней сократилась до 9%. Это самое низкое значение с 2021 года, уточнил ЦБ.

Регулятор обратил внимание, что расширение покупательского спроса стимулировало потребительское кредитование. Портфель микрозаймов вырос на 22% — до 443 млрд руб.

Люди стали чаще обращаться за деньгами онлайн, в офисах выдавали каждый пятый заем. Дистанционные каналы продаж развивали «крупные участники рынка со значительными инвестициями в технологическую инфраструктуру». В конце года доля онлайн-займов выросла до 78%. Средний размер займа, выданного физлицам, снизился до 11 700 руб. Некоторые компании дробили займы на несколько небольших, заметил ЦБ. Это позволяло выдавать деньги закредитованным заемщикам, несмотря на макропруденциальные лимиты.

Чистая прибыль и рентабельность в отрасли выросли, но за счет крупнейших участников. Из-за регуляторных изменений 44% микрофинансовых организаций потеряли в прибыли, у четверти компаний были убытки.

Наиболее рентабельными оказались МФО, которые специализируются на среднесрочных потребительских микрозаймах, либо имеют смешанную бизнес-модель. Самая низкая рентабельность — у офлайн-МФО.