ПРАВО.ru
Санкции
2 апреля 2024, 17:55

Российские бизнесмены получают отказы в отмене санкций

Европейский суд общей юрисдикции оставляет в силе персональные ограничения против предпринимателей на основании того, что бизнес приносит доходы казне РФ.

Издание Baza обобщило статистику отказов российским бизнесменам в отмене санкций. ЕС ввел санкции в отношении 2177 физических и юридических лиц два года назад. С тех пор снятия ограничений добились всего восемь человек, из них двое — бывший вице-президент АФК «Система» Сергей Мндоянц и экс-глава Ozon Александр Шульгин — сделали это через суд.

7 февраля Европейский суд общей юрисдикции оставил в силе санкции против бывшего зампреда правительства РФ и председателя госкорпорации ВЭБ.РФ Игоря Шувалова (дело № Т-289/22). Представитель топ-менеджера в прессе указывал, что тот не участвует в политических процессах, а на пост председателя ВЭБ.РФ его назначили за выдающиеся технологические навыки. Суд ему не поверил: Шувалов был первым вице-премьером, имел партбилет «Единой России» и даже шел кандидатом в депутаты Госдумы от «партии власти» на выборах 2011 года. Более того, ВЭБ.РФ — это госкорпорация с бюджетом в триллион рублей.

Аналогичное решение суд принял в отношении миллиардера Алишера Усманова в этот же день (дело № T-237/22).  В свою защиту он приводил доводы о незаконном вмешательстве в свободу ведения предпринимательской деятельности и в свободу передвижения. Статью американского Forbes, на которой основывали введенные ограничения, он обжаловал в феврале 2023 года. В январе 2024-го Земельный суд Гамбурга запретил журналу распространять информацию о связях основателя холдинга USM с российскими властями. Отдельно он ссылался на то, что имеет гражданство Узбекистана и вышел из российских активов. Суд вменил бизнесмену связи с политикой: он был собственником «Коммерсанта» в 2021 году, когда газета опубликовала статью зампреда Совета безопасности Дмитрия Медведева «Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством». На основании этого, помимо всего прочего, суд оставил в силе санкции против Усманова.

6 сентября 2023 года проиграли в суде совладелец «Новатэка» и «СИБУР» Геннадий Тимченко и его супруга Елена (дело № Т-361/22). Бизнесмен указывал, что принадлежащие ему компании не имеют отношения к политике и специальной военной операции. «Новатэк» реализует природный газ на территории РФ и на экспорт в форме СПГ, а «СИБУР» занимается производством нефтехимической продукции на основе переработки побочных продуктов добычи нефти и газа. Суд отклонил доводы защиты и оставил санкции в силе.

В сентябре 2023 года суд отказал главе совета директоров «Северстали» Алексею Мордашову в отмене ограничений против него (дело № T-248/22). Суд отклонил его доводы о необоснованности санкций, нарушении его права на эффективную судебную защиту, принципов пропорциональности и недискриминации. Совет ЕС доказал, что Мордашов — ведущий российский предприниматель, а металлургия и горнодобывающая промышленность, будучи экономическими секторами, приносят России существенные доходы, что и было основанием для введения ограничений против него.

У владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина не получилось оспорить санкции (дело № Т-282/22). В заявлении он указывал, что нарушены его права на эффективную судебную защиту и принципы пропорциональности и равного отношения, отсутствуют разъяснения со стороны Совета ЕС по поводу оснований для ввода санкций, зато есть явная ошибка в оценке ситуации предпринимателя. Его компании «Уралхим» и «Уралкалий» не способствуют политике, а производят и поставляют удобрения. Суд ЕС отклонил все доводы и все же признал Мазепина ведущим российским бизнесменом. Он также подтвердил, что сектор производства удобрений относится к отрасли экономики, которая приносит России существенные доходы. Все это — критерии для включения предпринимателей в санкционные списки. Зато сыну Мазепина повезло больше: санкции в отношении Никиты, бывшего гонщика «Формулы-1», отменили (дело № T-743/22). 

Основатель «Русагро» Владимир Мошкович тоже не смог отменить персональные ограничения (дело № Т-283/22). Суд отклонил его доводы об отсутствии связи бизнесмена с политикой.