ПРАВО.ru
Новости
24 февраля 2010, 10:57

Артемьев: "Самолет радоваться должен, скидки делать, чтобы полетело больше народу"

Артемьев: "Самолет радоваться должен, скидки делать, чтобы полетело больше народу"
Несправедливым, по мнению главы ФАС, является и удорожание билетов по мере приближения даты полета. «Почему, когда я позже покупаю, дороже, я не понимаю. Он бы (самолет) полетел пустым, а я ему деньги Фото Право.Ru

ФАС уже седьмой месяц проверяет ценообразование на авиаперевозки.

Летом прошлого года глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев пообещал проверить систему формирования цен на авиабилеты и разобраться с непрозрачной системой такс и сборов, невозможностью вернуть некоторые виды билетов и т.д. Но воз и ныне там. В самом ведомстве говорят, что проверка продолжается. А в авиакомпаниях парируют, что сотрудников ФАС до сих пор не видели.

Авиакомпании уверяют, что основной вклад в изменение цен на авиабилеты вносят цены авиатоплива. Но в июне 2009 года Игорь Артемьев заявил, что, несмотря на падение стоимости топлива на 15%, стоимость билетов упала лишь на 5-7%. При этом претензии главы антимонопольного ведомства вызвали входящие в окончательную стоимость перелета таксы и сборы. "Это то же самое, что скрытая комиссия банков, когда тебе объявляют 15%, а реально с тебя берут 70%", — сравнивал он.

Несправедливым, по мнению главы ФАС, является и удорожание билетов по мере приближения даты полета. "Почему, когда я позже покупаю, дороже, я не понимаю. Он бы (самолет) полетел пустым, а я ему деньги принес. Он радоваться должен, скидки делать, чтобы полетело больше народу", — говорил Игорь Артемьев. К сентябрю 2009 года претензии ФАС стали более конкретными. Продажа авиабилетов, которые невозможно сдать при отказе от полета, не соответствует нормам Воздушного кодекса РФ, говорил Игорь Артемьев, отмечая, что в отношении авиаперевозчиков не исключены штрафные санкции.

Но, как рассказал и.о. начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, эти проверки все еще продолжаются и, когда они закончатся, информации нет. Между тем источники в Росавиации утверждают, что запросы от антимонопольщиков по этим вопросам к ним не приходили. В авиакомпаниях также затрудняются ответить на вопрос, идет ли в их отношении соответствующая проверка ФАС.

С точки зрения авиабизнеса претензии совершенно не оправданны, разная стоимость тарифов, штраф за возврат — это мировая практика и реальный способ повысить доходность авиакомпаний, говорит глава отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его мнению, отмена этих возможностей однозначно приведет к росту цен авиаперевозок. "Другое дело, что наше законодательство, защищающее права потребителей, не соответствует реальной ситуации в мире", — отмечает он.

Впрочем, громкие заявления ФАС — уже привычная картина последних лет. Однако даже своих "любимых" монополистов, нефтяников, ведомство пока не может заставить беспрекословно выполнять его предписания. Размер претензий к ним достиг уже 25 миллиардов рублей, но, пройдя судебные круги, компании в прошлом году заплатили лишь немногим больше 200 тысяч рублей. В самом ведомстве, правда, говорят, что штрафы не самоцель. Главное, что теперь компании не игнорируют ФАС, а активно участвуют в разработке решений, направленных на оздоровление конкуренции.