ПРАВО.ru
Новости
28 сентября 2010, 11:56

Бастрыкин сравнялся с Чайкой по чертовой дюжине заместителей

Бастрыкин сравнялся с Чайкой по чертовой дюжине заместителей
СК РФ возглавит нынешний председатель СКП Александр Бастрыкин, у которого будет 13, как у генпрокурора Юрия Чайки, заместителей Фото с сайта www.gzt.ru

Как сообщалось накануне, Президент России Дмитрий Медведев вчера подписал указ о создании на базе следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ следственного комитета (СК) Российской Федерации. Теперь эта структура будет подчиняться не генпрокурору, а непосредственно главе государства. Возглавил ее нынешний председатель СКП Александр Бастрыкин, у которого будет тринадцать, как у генпрокурора Юрия Чайки, заместителей.

Как отмечается на сайте президента России, создание на базе СКП новой структуры преследует цель усовершенствовать деятельность органов предварительного следствия и усилить прокурорский надзор за исполнением законов указанными органами. Согласно указу, в СК РФ будет тринадцать заместителей председателя вместо пяти, которые есть сейчас. Предполагается, что новые замы Александра Бастрыкина будут, как и у генпрокурора Юрия Чайки, курировать следственные подразделения по семи федеральным округам. Отметим, что ровно 13 заместителей останется и у генпрокурора Чайки, после того как господин Бастрыкин, возглавив самостоятельное ведомство, сложит с себя полномочия первого заместителя генпрокурора-председателя СКП РФ. При этом стоит отметить, что штатная численность новоиспеченной структуры, в отличие от органов прокуратуры, меньше в два раза. Если в органах прокуратуры сейчас без сотрудников следствия работает около 44 тысячи человек, то в СК будет 21 156 человек. Другие силовые ведомства, располагающие своим следствием, на фоне ведомства Александра Бастрыкина выглядят весьма скромно. Так, у главы МВД всего семь заместителей, у директора ФСБ — шесть, а у директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ — пять.

Вчера же Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона о СК, после принятия которого ведомство может приступить к реорганизации.

В нем определяются задачи, принципы и организация деятельности СК, система ведомства, порядок прохождения службы в нем, правовое положение, материальное и социальное обеспечение работников, особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов, а также финансовое и материально-техническое обеспечение СК. Впрочем, какие-либо кардинальные изменения внутри ведомства вряд ли произойдут. В целом сохранится структура старого СКП и его кадровый состав (к нынешней численности добавится около 2 тысяч сотрудников). К тому же следственное ведомство с момента создания в сентябре 2007 года фактически являлось структурой, обособленной от прокуратуры. В частности, глава СКП мог самостоятельно, без участия прокуратуры, нанимать людей на службу, продвигать их по карьерной лестнице, устанавливать им зарплату и прочее. После же выделения из прокуратуры изменится, например, система званий в СК. Если раньше работники СКП, так же как прокуроры и работники судебной системы, являлись советниками юстиции, то теперь они получат воинские звания, но той же юстиции.

Пока же, как пояснили  в СКП, сотрудники этого ведомства будут работать в прежнем режиме. "В соответствии с указом, до вступления в силу федерального закона о СК РФ никаких организационно-штатных мероприятий в СКП не будет проводиться, а все сотрудники продолжают исполнять свои обязанности по ранее замещаемым должностям и сохраняют ранее присвоенные им классные чины прокурорских работников",- заявил официальный представитель СКП Владимир Маркин. По его словам, "в соответствии с указом, в СК будут разработаны и представлены президенту РФ проекты положения о СК и другие документы, необходимые для организации работы самостоятельной структуры".

Нагрузка же на ведомство, по словам господина Маркина, с каждым годом только возрастает. В этом году к подследственности СКП отнесено расследование преступлений, связанных с захватом чужого имущества, так называемым рейдерством, а со следующего года СК будет расследовать и налоговые преступления. "Если говорить о решении президента о создании СК как самостоятельной структуры, то это в комплексе с повышением принципиальности прокурорского надзора позволит, на наш взгляд, обеспечить дополнительные гарантии соблюдения прав всех участников уголовного процесса",- отметил Владимир Маркин.

Между тем ряд представителей депутатского корпуса считают, что при создании самостоятельно СК прежде всего должны быть расширены надзорные функции прокуратуры. Такого мнения, в частности, придерживаются председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. "Очень важно, чтобы обеспечивалась защита лиц как подвергающихся уголовному преследованию, так и потерпевших, причем особенно в случае физического насилия и угрозы жизни. Именно поэтому предложенная президентом законодательная инициатива одновременно ставит вопрос и о расширении надзорных функций органов прокуратуры применительно к СК",- отметил господин Плигин.

"Правильно это было сделано или нет (речь идет о выделении СКП из прокуратуры), сейчас говорить не имеет смысла. Важно другое. Один из ключевых вопросов всей реформы правоохранительных органов — сделать следствие независимым и подконтрольным институтам гражданского общества и прокуратуры. Сегодня у нас, к сожалению, все с точностью до наоборот",- заявил господин Гудков.

При создании Следственного комитета РФ должны быть расширены надзорные функции прокуратуры. Такое мнение высказал вчера журналистам председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Он прокомментировал внесение главой государства в Госдуму законопроекта о создании Следственного комитета РФ и подписание указа, касающегося его функционирования. Парламентарий отметил, что "законодательство, регламентирующее деятельность следственных органов, касается прав и свобод огромного количества граждан". "Ежегодно судами рассматривается 1,1 млн уголовных дел, многие дела прекращаются на стадии предварительного расследования", — сказал он. "Общество и государство заинтересовано в том, чтобы деятельность следственных органов была максимальным образом организована так, чтобы обеспечивалось соблюдение прав и свобод человека и гражданина", — подчеркнул глава комитета. "Причем очень важно, чтобы обеспечивалась защита лиц, как подвергающихся уголовному преследованию, так и потерпевших, причем особенно в случае физического насилия и угрозы жизни", — добавил он. Поэтому предложенная президентом законодательная инициатива "одновременно ставит вопрос и о расширении надзорных функций органов прокуратуры применительно к СК". Депутат предположил, что расширение могло бы коснуться, "например, сроков ознакомления с уголовными делами на стадии ознакомления с обвинительным заключением, изменения сроков представления какого-либо рода материалов". "В конечном счете, время часто является определяющим, мы будем работать над этой категорией", — пообещал он. Кроме того, "требуют оценки и дальнейшие действия по совершенствованию следственной работы в РФ", продолжил Плигин. В связи с этим он привел данные, согласно которым, большинство следователей сейчас работают в органах МВД — несколько 10 тыс человек.