ПРАВО.ru
Новости
7 февраля 2011, 12:32

Ключевые свидетели дали в суде показания против экс-менеджера дочки "Газпрома", считавшего, что его нельзя посадить

Ключевые свидетели дали в суде показания против экс-менеджера дочки "Газпрома"
Фото Право.Ru

Как сообщалось ранее, в Екатеринбурге вступил в активную фазу судебный процесс по уголовному делу о многомиллионных хищениях у "Уралтрансгаза" (сейчас "Газпром трансгаз Екатеринбург"). В Верх-Исетском районном суде города, где проходят слушания, допрошен ключевой свидетель обвинения – директор газовой компании Давид Гайдт.

В своем свободном выступлении он признал, что излишне доверял своему бывшему сотруднику, который сейчас проходит обвиняемым, а взамен получил наглое воровство.

Напомним, на скамье подсудимых оказались бывший главный юрист "Уралтрансгаза" Александр Колесин и его предполагаемый сообщник – учредитель коллекторских компаний ООО "Интел-Ресурс" и ООО "Уралпромфинанс" Валерий Богачев. Они обвиняются в хищении более 100 млн. рублей у "дочки" "Газпрома". По данным следствия, мошенники присвоили себе долги за газ, которые образовались у ФГУП "Златоустовский машиностроительный завод" ("ЗМЗ") перед "Уралтрансгазом". С помощью подложных финансово-хозяйственных документов и других махинаций, с 2003-го по 2007 год взыскиваемые с предприятия денежные средства Колесин переводил не на счета газовиков, а в подконтрольные Богачеву фирмы.

Тем временем представители ФГУПа были уверены, что платят "Газпром трансгаз Екатеринбург". Колесин в свою очередь уверял свое руководство, что с предприятия ничего взыскать невозможно. Чтобы обман не раскрылся, он каким-то образом раздобыл акты, якобы выданные службой судебных приставов Златоуста, указывающие на невозможность взыскания задолженности с "ЗМЗ". Поэтому Колесин предложил руководству своей компании списать убытки. Но служба безопасности все же обнаружила хищения и обратилась в силовые ведомства. К этому времени похищенные Колесиным и Богачевым более 100 млн. рублей, причитающиеся "Уралтрансгазу", были переведены в векселя и обналичены в нескольких банках Свердловской области.

В конце минувшей недели суд допросил двух важных свидетелей обвинения, которые подтвердили вину подсудимых и пересказали некоторые известные им обстоятельства криминальной истории. Генеральный директор "Уралтрансгаза" Давид Гайдт пояснил, что практика привлечения коллекторских организаций, которые оказывают помощь по переговорам с должниками и взысканию задолженностей, довольно распространена.

Что касается фирм, подконтрольных Богачеву, то на заключении типовых договоров с ними настоял именно Колесин. Он убедил руководство "Уралтрансгаза" в том, что данные фирмы вызывают доверие и готовы оказать квалифицированную помощь "дочке" "Газпрома" по всем вопросам относительно ФГУП "ЗМЗ".

Однако спустя некоторое время к господину Гайдту стали поступать служебные записки о том, что выплаты по задолженности идут с затруднениями, движения денежных средств нет. "Колесин успокаивал, что необходимая работа по взысканию кредиторской задолженности ведется, все под контролем. Просто на „ЗМЗ“ идет процесс реорганизации, поэтому есть некоторые проблемы, – сообщил на суде генеральный директор „Уралтрансгаза“. – В конце концов, Колесин заявил, что долг с „ЗМЗ“ взыскать с помощью ООО „Уралпромфинанс“ не получится (якобы, на „ЗМЗ“ прошла реорганизация и старые активы проданы). Поэтому он предложил продать задолженность ООО „Интел-Ресурс“ с дисконтом (за 30% от суммы основного долга – 18 миллионов рублей) и решить вопрос право уступки долга на специальном заседании комиссии по списанию".

Давид Гайдт подчеркнул, что всегда считал Колесина весьма квалифицированным юристом, его работа была продуктивной и эффективной. "Он пользовался моим полным доверием. Колесин пользовался всеми нашими социальными благами. Так, как хорошему сотруднику ему помогли купить квартиру, он ездил на отдых с семьей. Однако как позже оказалось, я сильно ошибался в нем. Он вводил меня в заблуждение и врал", – подчеркнул руководитель "Газпром трансгаз Екатеринбург".

Другой важный свидетель обвинения – заместитель генерального директора по безопасности "Газпром трансгаз Екатеринбург" Иван Маняйкин на судебном заседании сообщил, что как только у руководства предприятия возникли подозрения о финансовых махинациях с долгами ФГУП "ЗМЗ", была начата служебная проверка, результаты которой впоследствии легли в основу доследственной проверки правоохранительных органов. По его словам, после того, как в кабинете Колесина был произведен обыск, начальник юридического отдела ушел в запой и три дня не выходил на работу. При этом в состоянии алкогольного опьянения он пытался в один из дней поздно вечером пробиться в здание ГУ МВД по УрФО (сотрудники этого ведомства потом вели расследование хищений у "Уралтрансгаза"), но его не пустили.

"Еще до нашей проверки он изворачивался, отказывался давать пояснения, унижал и оскорблял сотрудников, обвиняя в предательстве, шел на конфликты. Как-то на мой вопрос по „ЗМЗ“ он заявил: „вам надо, вы и ищите что нужно, все равно ничего не докажете“. „Еще не родился следователь и оперативный работник, который бы смог меня посадить“, – потом добавил Колесин. Между тем было установлено, что как только денежные средства с „ЗМЗ“ поступили на предприятия Богачева, эти фирмы были ликвидированы. А оригиналы заключенных договоров с коллекторскими фирмами куда-то делись", – сообщил господин Маняйкин.

"Вообще у меня сложилось впечатление, что у Александра Колесина основной была работа в „Уралпромфинанс“, а „Газпром“ был лишь по совместительству, – добавил господин Маняйкин. – Согласно справкам, с 2003 по 2007 год Колесин заработал в „Уралтрансгазе“ около 5 миллионов рублей. При этом за это же время им были приобретены две двухкомнатные квартиры в центре Екатеринбурга, автомобиль „Мерседес“ и загородный дом – в общей сложности на 60 миллионов рублей".

Между тем, заявления своего бывшего руководителя господин Колесин попытался оспорить. Он спросил Давида Гайдта, как он может обвинять его в обмане, если все договоры, которые были заключены с коллекторскими фирмами, были подписаны именно гендиректором. "На них нет моих подписей", – напомнил подсудимый, после чего стал расспрашивать о других тонкостях ведения бухгалтерии и документооборота компании. На замечания Давид Гайдт отвечал, что полную ответственность по заключенным договорам несут именно исполнители, это регламентируется внутренними положениями. "А по договорам с ООО „Интел-Ресурс“ и ООО „Уралпромфинанс“ исполнителем был юридический отдел, который возглавляли вы. Вы готовили эти документы и очень грамотно планировали свои схемы, которыми намеревались пользоваться в своих целях. Я слишком доверял вам, и в этом была моя оплошность", – заключил господин Гайдт.

Отметим, что сторона защиты, которая называет предъявленное обвинение "абсурдным" и считает, что дело является местью со стороны руководства "Уралтрансгаза", выбрала тактику скрупулезного изучения всех представленных суду документов. Очевидно, желая увеличить период рассмотрения уголовного дела, адвокаты Колесина несколько раз ходатайствовали о сверке всевозможных служебных записок и регламентирующих внутренний распорядок работы "Уралтрансгаза" документов. Услышав более подробные комментарии по обстоятельствам дела, они даже попытались в начале одного заседания признать протоколы представителя потерпевшей стороны недопустимыми. Однако суд отказал в исключении этих материалов из уголовного дела.