К уголовно-правовым рискам журналистов, возникающим в связи с текущей ситуацией, можно отнести несколько составов преступлений.
- Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207.3 УК)
Ответственность фактически наступает из-за распространения сведений, противоречащих той информации, которую публикуют органы госвласти РФ в лице Министерства обороны, Министерства иностранных дел, и тем или иным образом «негативно» окрашивающих вооруженные силы или иных субъектов, указанных в статье. Именно такой состав инкриминировали Марии Пономаренко.
- Государственная измена (ст. 275 УК)
Ответственность наступает для гражданина РФ в случае передачи, собирания, похищения или хранения в целях передачи иностранному государству, международной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. На практике в зоне риска не только «секретоносители» (лица, которые в предусмотренном законом порядке предупреждены о том, что та или иная информация относится к гостайне), но и те, у кого нет доступа к таким сведениям. Одно из наиболее «громких» уголовных дел — преследование Ивана Сафронова, который, как следует из открытых источников, собирал информацию, не находясь при этом в статусе «секретоносителя».
- Шпионаж (ст. 276 УК)
Ответственность за него наступает при совершении того же спектра деяний, что предусмотрен в ст. 275 УК, но в случае совершения их иностранным гражданином или лицом без гражданства. Правоприменение, как и в случае с госизменой, идет по пути привлечения к ответственности лиц, не являющихся «секретоносителями», как это было в случае с журналистом Wall Street Journal Эваном Гершковичем.
- Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1 УК)
В отличие от предыдущих статей по этому составу привлекают лиц, которые собирали секретную информацию, но не намеревались передавать ее иностранным субъектам. Примером выступает случай привлечения к ответственности «диггеров», в частности Геннадия Нефедова.
- Публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил РФ (ст. 280.3 УК)
Опасность этой статьи для журналистов в том, что ответственность может наступить даже за публикацию фотографии человека, который держит баннер с дискредитирующими армию высказываниями. Например, к ответственности привлекли главного редактора екатеринбургской газеты «Вечерние ведомости» за размещение новостной записи с изображением мужчины, который демонстрировал плакат с противоправной надписью.
Перечисленными статьями перечень составов преступлений, представляющих угрозу журналистской деятельности, не ограничивается. Риски привлечения к уголовной ответственности существуют и по таким статьям, как клевета (ст. 128.1 УК), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК), вымогательство (ст. 163 УК), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК) и участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК).
Советы журналистам
Все указанные составы преступлений фактически связаны с собиранием, владением, анализом и распространением информации, а потому минимизировать риски привлечения к уголовной ответственности можно благодаря грамотному обращению с информацией.
При сборе информации и подготовке материалов журналисту желательно ставить в известность редакцию о проводимой работе и согласовывать с начальством как общие темы и проблематику статьи, так и готовые формулировки, если их содержание можно оценить неоднозначно.
При подготовке к интервью или при получении экспертных комментариев всегда важно оценивать вопросы, задаваемые собеседнику журналистом, в том числе «глазами следователя» — как если бы их оценивали представители правоохранительной системы. И не стоит вступать в финансовые отношения со своими источниками: это могут расценить как вымогательство.
Журналисту не следует пренебрегать изучением тех официальных позиций, которые занимает государство, публикуя их на сайтах органов государственной власти. Внимательность и осторожность, по моему мнению, — необходимые свойства, которыми журналист должен обладать для минимизации рисков уголовного преследования.