Новости ФАС
9 апреля 2024, 13:27

ФАС оспаривает покупку Inmarsat американской Viasat

Служба утверждает, что покупатель должен был получить одобрение на сделку, поскольку Inmarsat ведет бизнес и в России. Без этого разрешения договор купли-продажи недействителен, подчеркивает ФАС.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подала иск об оспаривании сделки, в результате которой американская коммуникационная компания Viasat в 2021 году стала владельцем британской компании спутниковой связи Inmarsat. АСГМ назначил предварительное заседание по иску на 7 мая (дело № А40-62927/2024).

Представитель ФАС рассказал РБК: Viasat должна была получить разрешение на покупку 100% акций фирмы Connect Topco Limited, через которую Viasat приобретала Inmarsat, во всех странах, где Inmarsat ведет бизнес. При этом в России Viasat не получала этого разрешения, чем, по мнению ФАС, нарушила ст. 6 закона «Об иностранных инвестициях». «В связи с этим служба провела расследование, выявила факт совершения незаконной сделки, собрала необходимые доказательства и обратилась в суд с иском о признании данной сделки недействительной», — сообщили в ФАС.

Сделку завершили в конце мая 2023-го. Ее одобрили регуляторы США, Великобритании и ЕС. При этом, как сообщал РБК осведомленный источник в середине 2023-го, Viasat еще в начале 2022 года направляла ходатайство в ФАС о приобретении актива, но ведомство сообщило компании, что нужно получить еще и одобрение от правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями. В установленный трехмесячный срок заявка так и не поступила.

Она сказала «да»: как согласовать сделку с ФАС

АСГМ уже принял обеспечительные меры по иску ФАС и запретил Роскомнадзору выдавать Viasat и связанным с ней юрлицам лицензии на оказание услуг связи и продлевать действующие. Еще Госкомиссии по радиочастотам запретили выделять частоты Viasat либо аффилированным с ней организациям. Сейчас у Viasat и Inmarsat нет ни лицензий, ни частотных присвоений в РФ. Часть требований в заявлении ФАС об обеспечительных мерах суд все же отклонил: служба просила запретить Inmarsat вносить любые изменения, связанные с прекращением или приостановкой действующих соглашений с ФГУП «Морсвязьспутник», через который Inmarsat представлен в России. Требование касалось и договоров предоставления услуг связи системы «Инмарсат» в РФ. ФАС ссылалась на «угрозу национальной безопасности», но эту часть требований АСГМ все же отклонил.

С 2022 года стало сложнее совершать сделки с иностранцами: теперь требуется согласие правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями. В октябре 2023-го суд впервые признал недействительной сделку, совершенную без такого согласия (дело № А41-101031/2022). Строительной компанией «Бауэр технология» владела немецкая Bauer Spezialtiefbau. В 2022-м российская фирма продала недвижимость предпринимателю Руслану Прудникову. Впоследствии у «Бауэр технологий» сменилось руководство, и компания обратилась в суд с соответствующим требованием. Первая инстанция отказала в иске, но апелляция его удовлетворила. Суд подчеркнул, что заключение договора с резидентом недружественной страны действительно не согласовали с кабмином. Кассация «засилила» эти выводы. С нижестоящими судами в феврале согласился и Верховный суд. Теперь предприниматель должен вернуть «Бауэр технологиям» недвижимость, а компания возвратит бизнесмену полученные за спорные объекты 130 млн руб. Эксперты подчеркивали: количество аналогичных дел может увеличиться, если сделки начнут аннулировать иные лица, например госорганы.

Риск оспаривания — основное из последствий заключения договора в обход правкомиссии, за это сейчас нет специальной ответственности. Но Минфин подготовил поправки об административной ответственности за сделки с нарушением контрсанкций, и если не получить разрешение от властей, компаниям будет грозить штраф в размере 20–40% от суммы несогласованной сделки. Новеллу пока не внесли в Госдуму.

В материале «Дружба с иностранцами: как согласовывать сделку» Право.ru рассказало о том, как подготовить документы и получить согласие от властей на сделку. Юристы рекомендуют обосновывать в заявлении значимость сделки для российской экономики и активно общаться с госорганами в процессе рассмотрения.