ПРАВО.ru
Практика
27 мая 2022, 12:16

Аэропорты просят часть субсидий для отрасли

Участники отрасли предлагают вернуть меры поддержки, которые вводили из-за COVID-19. Но эксперты указывают, что на сей раз спад пассажиропотока растянется на несколько лет и прежних форм помощи аэропортам будет недостаточно.

Аэропорты готовят предложения по перераспределению 100 млрд руб. субсидий, которые планируют выделить авиакомпаниям до октября 2022 года. По данным «Коммерсанта», они просят направить часть этих средств в их пользу. Этот вопрос обсуждали на совещании у мэра Москвы Сергея Собянина, а также на заседании комиссии Госсовета по транспорту.

До конца мая премьер-министру Михаилу Мишустину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову направят предложения по субсидированию аэропортов Московского авиаузла (МАУ). Инициативы по поддержке аэропортов других регионов главе правительства представят в июне.

Востребованность разных аэропортов страны под воздействием санкций меняется по-разному. В Новосибирске, например, загруженность даже выросла в сравнении с показателями 2021 года. Но в среднем загруженность аэропортов упала примерно на 25%, по данным Минтранса.

Примерно на те же показатели снизился трафик в МАУ в марте — апреле, и в мае признаков улучшения ситуации нет. Внуково с 1 по 15 мая потеряло около 20% трафика, Домодедово — около 30%, Шереметьево, по разным данным, 15–30%, утверждают источники «Коммерсанта». Официально аэропорты эту ситуацию не комментируют.

В Пулково предлагают восстановить порядок субсидирования, который действовал в 2020 году на фоне пандемии. Тогда аэропорты получили 195 руб. за каждого потерянного пассажира на базе сравнения трафика в текущем и предыдущем годах. Это предложение поддерживают в аэропортах Красноярска и Казани.

Международная ассоциация аэропортов поддерживает изменения порядка субсидирования, сообщил ее исполнительный директор Сергей Никотин. Нужно скорректировать его так, чтобы «аэропорты могли получить субсидии напрямую пропорционально выпадающему пассажиропотоку, как получают их закрытые аэропорты юга». Речь идет о зоне, где полеты запретили в связи с проведением специальной военной операции. Для аэропортов из других регионов полеты в «закрытую зону» в летнее время составляли около 20% трафика, указывает Никотин.

В Минтрансе также рассматривают вариант субсидирования на базе конкретных затрат аэропорта. Себестоимость обслуживания пассажиров зависит от размеров, расположения и инфраструктуры аэропорта и сильно варьируется: от 500 руб. в МАУ до нескольких тысяч рублей в северных регионах. При этом такие субсидии получат только аэропорты, загруженность которых упала на 10% и более.

Эксперты ожидают, что снижение пассажиропотока продлится несколько лет. Скорее всего, это вынудит участников отрасли поднимать цены.