ПРАВО.ru
Новости
3 июня 2010, 18:03

В Госдуму поступил законопроект об ОМС. В курсе ли Голикова?

В Госдуму поступил законопроект об ОМС. В курсе ли Голикова?
Депутаты-единоросы перехватили инциативу у Голиковой и внесли законопроект об ОМС от своего имени фото ИТАР-ТАСС

Уже определена предполагаемая дата рассмотрения в Госдуме законопроекта № 385392-5 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который был внесен в палату только вчера. Комитет Госдумы по охране здоровья, ответственный за законопроект, предлагает вынести его на пленарное заседание палаты 7 июля.

О том, что в июне в Госдуму будет внесены закон об ОМС, в рамках которого будут также обсуждаться вопросы функционирования платной медицины, в середине мае на правительственном часе в Думе сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.

Вскоре после этого заместитель Голиковой Юрий Воронин объявил о том, что Минздравсоцразвития в ближайшее время опубликует текст законопроекта об ОМС на официальном сайте. По его словам, "долгожданный законопроект" должен быть принят Госдумой в весеннюю сессию и заработать с 1 января 2011 года.

Однако авторами законопроекта об ОМС, который сейчас принят к рассмотрению Госдумой, выступило не Минздравсоцразвития, а группа видных депутатов-единоросов в составе О. Борзовой, Н. Герасименко (руководители думского Комитета по охране здоровья), Н. Гончара, В. Резника, М. Мищенко, А. Исаева и др.

Как отмечается в обширной пояснительной записке к законопроекту, действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (принят 28 июня 1991 года №1499-1) не соответствует современным требованиям к организации обязательного государственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.
Не созданы условия, при которых центральным элементом системы обязательного медицинского страхования является застрахованный гражданин. Закрепление права выбора страховой медицинской организации одновременно за страхователем и гражданином привело к фактическому устранению граждан от участия в выборе страховой медицинской организации. Отсутствие требований об оплате медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования по полному тарифу не дает возможность обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации вне зависимости от формы собственности.
В настоящее время не установлены требования к размеру страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что приводит к существенному различию финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, качества и объема медицинской помощи, оказываемой в различных субъектах Российской Федерации. Не определен правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования как субъектов системы обязательного медицинского страхования. Отсутствуют положения о единой базе данных застрахованных лиц в Российской Федерации, что приводит к трудностям в предоставлении медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин. Отсутствуют нормы, раскрывающие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи. Несовершенна структура управления системой обязательного медицинского страхования.

Проект федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Основные положения законопроекта соответствуют Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Закрепляются принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования: всеобщий характер обязательного медицинского страхования, государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков, автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования.
Проект закона определяет субъекты обязательного медицинского страхования: застрахованные лица, страхователи, страховщик — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские организации. Определен правовой статус всех субъектов обязательного медицинского страхования и механизм их взаимодействия.
К застрахованным лицам отнесены работающие и неработающие граждане Российской Федерации. Установлено, что постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют такие же права и обязанности в системе обязательного медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Страхование детей с рождения до государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, после государственной регистрации рождения по достижении совершеннолетия либо по приобретении ими дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия — страховой медицинской организацией, выбранной их родителями или другими законными представителями.
Проектом закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" закрепляется право застрахованного лица на выбор/замену страховой медицинской организации. Исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на выбор страховых медицинских организаций. Застрахованное лицо будет вправе заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе. Гражданин будет обладать правом выбора медицинской организации и врача, правом на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования. Информация о медицинских организациях и страховых медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, будет доступна для граждан на сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сети Интернет. Законопроект предусматривает участие в заявительном порядке в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно-правовых форм и имеющих имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Медицинским организациям не будет требоваться решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об их участии в системе обязательного медицинского страхования.
В целях повышения информированности граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи предусматривается право застрахованного лица на получение от территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного (индивидуального) учета в системе обязательного медицинского страхования.
Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации.
Проект закона закрепляет право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Законопроектом устанавливается, что страхователями для работающих граждан являются плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование, предусмотренные частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предусматривается право страхователя на получение информации от страховщика, связанной с регистрацией страхователей и уплатой страховых взносов. Страхователь сможет выступать в качестве представителя застрахованного лица для упрощения процедуры выбора или замены страховой медицинской организации.
Предлагается установление единого страховщика в системе обязательного медицинского страхования — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:
обеспечение нормативного и методологического единства функционирования системы обязательного медицинского страхования;
аккумулирование и управление средствами обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации путем предоставления дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, формирование и использование резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
осуществление контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
осуществление контроля за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования законодательства по обязательному медицинскому страхованию и за использованием средств в системе обязательного медицинского страхования субъектами обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения проверок и ревизий;
определение общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в области обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют следующие функции:
утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения страховых медицинских организаций;
персонифицированный учет застрахованных лиц и персонифицированный учет медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам вне территории страхования.
осуществление сбора, учета и контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
взыскание с плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения недоимки по страховым взносам, штрафы, пени;
предъявление исков к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица;
предъявление в интересах застрахованного лица требований к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Страховые медицинские организации осуществляют следующие функции:
прием заявления о выборе страховой медицинской организации от граждан и регистрация граждан в качестве застрахованных лиц;
выдачу застрахованному лицу страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования;
заключение с медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, договоров на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными договорами на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Предусматриваются системы экономических стимулов, которые мотивируют страховые медицинские организации осуществлять контроль качества медицинской помощи, обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц. Законопроектом устанавливается поощрение страховым медицинским организациям в зависимости от показателей здоровья застрахованных лиц, что будет побуждать страховые медицинские организации способствовать осуществлению профилактических мероприятий в медицинских организациях, внедрению наиболее эффективных методов лечения, заключению договоров с наиболее успешно работающими медицинскими организациями.
Закрепляется возможность возмещения страховым медицинским организациям расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица и компенсация расходов на оказание медицинской помощи застрахованному лицу в случае причинения вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве. Устанавливаются санкции к страховым медицинским организациям за неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи.
В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам законопроект обеспечивает создание конкурентной среды между медицинскими организациями. В действующих условиях тариф на медицинскую помощь по базовой программе обязательного медицинского страхования включает лишь расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочие расходы и является неполным, что ограничивает участие частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. В целях повышения доступности медицинской помощи застрахованным гражданам, за счет включения в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций, законопроект предусматривает возможность перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в связи с установлением оплаты медицинской помощи по тарифу, включающему все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу. В период с 2011 по 2012 года тариф на оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации может включать в себя часть элементов структуры тарифа, установленной законопроектом, а именно, часть расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. Тариф на оплату медицинской помощи устанавливается соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и страховых медицинских организаций. Тарифы на оплату медицинской помощи являются едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.
Скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2013 года, а высокотехнологичная медицинская помощь — с 2015 года.
Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования предусматривает закрепление доходных источников, сформированных по страховым принципам:
страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения;
страховые взносы субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Предусматривается защита от финансовых рисков в системе обязательного медицинского страхования. Предполагается установление резервов в страховых медицинских организациях. Резерв оплаты медицинской помощи используется в случае недостатка средств у страховой медицинской организации на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий является инструментом снижения затрат на оказание медицинской помощи и стимулирования медицинских учреждений, достигающих наилучших результатов в лечебном процессе.
Функции перестраховщика в системе обязательного медицинского страхования выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который формирует нормированный страховой запас и резерв финансирования профилактических мероприятий.
Финансовое обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах средств, установленных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств, установленных законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем установленный в федеральном законе о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация права застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования устанавливается на основании договоров, заключенных между субъектами обязательного медицинского страхования. В законопроекте установлены виды и содержание договоров в системе обязательного медицинского страхования.
Законопроектом закреплено осуществление контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам медицинскими организациями в объеме и на условиях, соответствующих территориальной программе обязательного медицинского страхования и договору на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Определен порядок и механизм их проведения. Предусмотрены контрольные функции со стороны фондов обязательного медицинского страхования в целях обеспечения защиты интересов застрахованных лиц.
Предусматриваются условия для организации единого информационного пространства в рамках системы обязательного медицинского страхования на основе введения персонифицированного учета. Персонифицированный учет предполагает:
введение полиса единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации и действующего на всей территории Российской Федерации;
ведение единого регистра застрахованных лиц в Российской Федерации;
персонификацию объемов оказанной медицинской помощи¸ расходов на ее оказание за счет средств обязательного медицинского страхования, а также результатов контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи;
обоснованное прогнозирование потребности в объемах медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программ обязательного медицинского страхования.

Особенностью реализации законопроекта в 2011 — 2012 годах является финансовое обеспечение за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Средства, направляемые на модернизацию здравоохранения субъектов Российской Федерации, будут использоваться на следующие цели:
укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе новое строительство, в размере до 100 млн. рублей в расчете на один объект, обеспечивающее завершение строительства ранее начатых объектов, а также текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений;
внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации; внедрение телекоммуникационных систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
подготовка к внедрению стандартов оказания медицинской помощи, в том числе установление дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.
Реализация указанных мер будет осуществляться на основе региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации путем подписания соглашений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом. В 2011 и 2012 годах средства на модернизацию здравоохранения в субъекте Российской Федерации будут предоставляться при условии установления объема финансирования здравоохранения в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в размере, не менее установленного в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в 2009 и 2010 годах.

В целях исключения необходимости замены всеми гражданами Российской Федерации с 1 января 2011 года страховых медицинских полисов переходные положения законопроекта устанавливают, что граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, после вступления в силу настоящего Федерального закона будут обладать правами застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом. Замена полисов будет производиться по обращениям граждан, а также осуществляться выдача полисов вновь застрахованным.

Принятие проекта федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребует принятия федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".