ПРАВО.ru
Практика
10 августа 2023, 10:00

Фототролли и где они обитают: как защитить бизнес и сохранить деньги

Фототролли и где они обитают: как защитить бизнес и сохранить деньги
Когда бизнес оформляет сайт или соцсети, он использует снимки из интернета. При этом компании не всегда беспокоятся об авторских правах на изображение. В результате такой легкомысленности фирме может прилететь иск на крупную сумму с требованием выплатить деньги за нарушение исключительного права на фото. Но даже если оно скачано со стокового сервиса по подписке и все вроде бы законно, есть риск судебных споров. Их инициируют фототролли, которые паразитируют на чужой интеллектуальной собственности, и их число постоянно растет.

Что учитывать при использовании фото из сети

Предприниматели для продвижения товаров и услуг в интернете могут использовать изображения со стоковых сервисов и иных сайтов, например Pinterest, Shutterstock, Unsplash, а также из различных пабликов и блогов в соцсетях. При этом далеко не все сайты допускают свободное использование фотографий. Используя чужие фото, бизнес рискует нарушить исключительное право создателей изображений. По ст. 1301 ГК автор либо иной правообладатель могут потребовать через суд возместить убытки или выплатить компенсацию:

  • в размере от 10 000 до 5 млн руб.; 
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения — фотографии; 
  • в двукратном размере стоимости права использования фото исходя из цены, которую заплатили за правомерное использование.

Если предприниматель или компания собирается использовать фото или картинки со стоков, надо обратить внимание на объем лицензионных прав, отмечает Екатерина Тиллинг, партнер, адвокат, глава IP и IT практики BIRCH LEGAL BIRCH LEGAL Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право Профайл компании Есть случаи, когда нельзя использовать изображения в коммерческих целях. 

Лицензию на коммерческое использование можно запросить у стока, но это иногда потребует дополнительных выплат. Если правообладатель не предоставил ее либо цена оказалась завышенной, то надо быть готовым к возможным претензиям с его стороны в случае использования изображения. Стоковые сервисы не проверяют чистоту прав, и риск нарушения исключительных прав всегда ложится на пользователя.

Екатерина Тиллинг

С юридической точки зрения, может быть большая разница между изображениями со стоков и изображениями из личных блогов или с сайтов, обращает внимание Валентина Чебодаева, юрист Versus.legal Versus.legal Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Цифровая экономика группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Экологическое право группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 9место По количеству юристов 29место По выручке на юриста 32место По выручке Профайл компании Если изображение хотят взять со стока, сначала надо ознакомиться с пользовательским соглашением, в частности с разделами об интеллектуальной собственности и ответственности. Они помогают определить, можно ли использовать изображения со стока и в каких целях, объясняет эксперт. Часто правообладатели дают права на свои работы на основании лицензий Creative Commons (СС). По сути, это открытые лицензии. Чебодаева поясняет: по сравнению с принципом «Все права защищены» (all rights reserved) на основании лицензий СС пользователям доступно больше способов легально использовать чужой контент. В этом случае применяется другой принцип — «Некоторые права защищены» (some rights reserved).

Фототролли и массовый ребрендинг: как меняется интеллектуальная собственность

Всего есть шесть основных видов лицензий Creative Commons. Они разделяются в зависимости от того, разрешает ли лицензиар коммерческое использование своих работ, их переработку. Каждый вид лицензии соответствует определенному буквенному обозначению. Его указывают рядом с объектом, на который дают права, говорит Чебодаева. Это и позволяет достаточно легко их использовать. Эксперт объясняет, что вместо правил использования или соглашения с длинным текстом указано понятное пользователю буквенное сочетание. Наиболее «свободные» лицензии — с обозначениями CC BY, CC BY-SA, обращает внимание юрист. Они дают право использовать произведения в коммерческих целях.

Есть стоковые сервисы, где все работы перешли в общественное достояние или права на них не защищены (no rights reserved), рассказывает Чебодаева, например free-images.com. Такие работы можно смело использовать в любых целях без согласия автора, отмечает эксперт.

А вот чужие фотографии с сайтов или из соцсетей без согласия правообладателя использовать нельзя, подчеркивает Чебодаева. Если брать фото с сайтов и из соцсетей, необходимо также учитывать пользовательское соглашение, отмечает Антон Банковский, партнер SEAMLESS Legal (SL Legal) SEAMLESS Legal (SL Legal) Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Страховое право группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) 4место По выручке на юриста 9место По выручке 18место По количеству юристов Там могут предусмотреть дополнительные ограничения или специальные условия скачивания и дальнейшего использования фотографий. 

Еще важно учитывать, что если на фото изображен человек, то для законного использования этого изображения необходимо получить и его согласие тоже, говорит Чебодаева. Иногда этого можно не делать. Например, если человек позировал за плату либо когда он не основной объект съемки в общедоступном месте, объясняет юрист. Это может быть ситуация, когда сфотографировали объект архитектуры как основной объект, но на фото при этом попали отдельные люди. 

Патентные войны: что делать, если разработка похожа на чужую

Если использовать фото и не указать имя автора или как-то изменить изображение, например отретушировать, это нарушает и личные неимущественные права, подчеркивает Александра Бахтиозина, патентный поверенный, старший юристSeven Hills Legal Seven Hills Legal Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Защита персональных данных группа Ритейл, FMCG, общественное питание Профайл компании Речь о праве на имя и на неприкосновенность произведения. «Важно помнить, что автор остается автором, даже когда он передал кому-то права на использование своего произведения. Поэтому никто не может указать в качестве автора другого человека», — объясняет эксперт. За нарушение неимущественных прав автор может потребовать компенсацию морального вреда, говорит юрист.

Помимо этого, нужно быть бдительным при использовании фотографий музейных экспонатов, обращает внимание Диана Арефьева, адвокат Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании Право на первую публикацию их фото принадлежат музею, объясняет эксперт. Надо учитывать, что музей, как владелец экспоната, может заключать договоры на использование их изображений в коммерческой деятельности. Потому без согласия музея фото экспонатов использовать нельзя, подчеркивает Арефьева.

Защитить нельзя обмануть: расцвет фототроллинга

Но даже если учесть детали, есть риск, что придет претензия, а затем и иск о выплате компенсации. И не всегда это будет направлено на защиту прав. Подобные требования выдвигают так называемые фототролли. Сейчас в арбитражные суды предъявили уже более 5000 исков о нарушении прав на фотографии, обращает внимание на статистику Ангелина Скворцова, руководитель практики разрешения споров NEVSKY IP Law NEVSKY IP Law Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Такие иски подают «Восьмая заповедь» (например, дело № А66-16913/2022), Александр Владимирович Лаврентьев (дело № А40-45306/2023), «Федеральное агентство по защите прав фотографов «Пейзаж» (одно из таких дел № А53-42123/2022) и другие, рассказывает эксперт. 

Истцы заключают договоры доверительного управления с фотографами по всей России, обнаруживают использование фотографий в интернете, обращаются с претензиями к «нарушителям», а затем в суд. Часто перед таким шагом фотографы удаляют спорные фотографии со стоков, объясняет схему Скворцова. Эксперт полагает, фотографы делают это, чтобы ответчикам было сложнее подтвердить законность использования изображений со стоков по подписке. Еще одна цель — отнять у ответчиков возможность предоставить контррасчет. Также при удалении фото с одного стока их могут разместить на другом, чтобы приобщить доказательства стоимости права на фото, говорит эксперт.

Скворцова рассказывает, что часто требования заявляют на сумму не больше 500 000 руб. «Возможно, это один из важных пунктов стратегии, чтобы дела рассматривались в порядке упрощенного производства, то есть без вызова сторон в ограниченные сроки», — считает юрист. За счет этого фототролли выигрывают дела с минимальными усилиями. Услуги известных профессионалов по разрешению споров в сфере защиты интеллектуальной собственности стоят значительно дороже, чем сумма требований. Это позволяет истцам быстро и практически без сопротивления с другой стороны получить решения в свою пользу, объясняет Скворцова. Эксперт говорит, что часто ответчик даже не знает об иске, пока у него не спишут деньги со счета, потому что он проиграл спор.

Что делать, если напал фототролль

Диана Шаклина, юрист BFL | PATENTUS BFL | PATENTUS Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) , рассказывает, что судебная практика в сфере фототроллинга неоднородна. Чтобы добиться справедливости, нужно идти до кассации, а это чревато большими расходами для бизнеса. Компании и ИП часто предпочитают выплатить компенсацию, чем пытаться ее оспаривать. Такой подход лишь способствует процветанию троллей, объясняет эксперт.

Когда спор по иску фототролля рассматривают в упрощенном порядке, следует заявить ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства. Это позволит представить дополнительные доказательства и полноценно обосновать свою позицию. Суды в спорах с фототроллями часто удовлетворяют такие ходатайства.

Диана Арефьева

Если фототролль предъявил иск, надо представить в суд максимально много доказательств правомерности использования фото, отмечает Арефьева. Это могут быть договор оказания услуг по приобретению фотографий в фотобанке, сертификат, который подтверждает правомерность использования фото на сайте, а также скриншоты, которые покажут, что фото разместили в фотостоке, говорит эксперт. Например, об этом говорится в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 23 декабря 2022 года по делу № А56-101173/2021, от 19 октября 2022 года по делу № А41-64002/2021

Платье-спрей и говорящие кроссовки: необычные изобретения из мира моды

Когда фото скачал не представитель компании, а, например, дизайнер или иной специалист, надо попробовать связаться с ним и получить доказательства загрузки изображения с фотостока, рекомендует Бахтиозина. Даже если права от дизайнера не передали должным образом, то его объяснения помогут суду понять, что компания действовала добросовестно, а истец — тролль и хочет таким образом заработать, объясняет юрист. Еще эксперт подчеркивает, что важно указать суду на все обстоятельства, которые могут говорить о злоупотреблении правом со стороны истца. Например, неразумность суммы компенсации, большое количество исков и подобных дел от того же истца. 

Даже если у ответчика есть доказательства, что он использует фото законно, стоит всегда добавлять контррасчет, чтобы снизить размер компенсации, советует Скворцова. Ведь сторона заранее не знает, какое решение примет суд. 

Все процессуальные маневры — привлечение третьего лица-дизайнера, приобщение доказательств, представление контррасчета — надо сделать в первой инстанции, в апелляции будет поздно.

Ангелина Скворцова

Кроме того, можно связаться напрямую с правообладателем, предлагает еще один вариант решить спор Чебодаева. Возможно, правообладатель не знает о фототроллинге и о том, что «защитник» его авторских прав — фототролль, говорит юрист. По мнению эксперта, если правообладатель получит подробную информацию о споре, он может захотеть решить спор мирно. А еще эта коммуникация поможет проинформировать общество о фототроллинге и внести вклад в борьбу с ним, полагает Чебодаева.

Профилактика фототроллинга

Если компания или предприниматель решают использовать фото со стокового сервиса, но хотят обезопасить себя от потенциального фототроллинга, Скворцова рекомендует:

✅ Проверить, на каких условиях можно правомерно в коммерческих целях использовать фотографию со стокового сервиса. Для этого надо посмотреть в пользовательское или лицензионное соглашение. В частности удостовериться:

  • Предоставил ли автор стоковому сервису право выдачи сублицензий третьим лицам.
  • На какой срок пользователю стока дали право использовать фото. Наиболее безопасный вариант — лицензия на неограниченный срок.
  • Какими способами можно использовать фотографии. Надо, чтобы стоковый сервис давал право на воспроизведение, доведение фото до всеобщего сведения. При этом право использования в коммерческих целях не должно ограничиваться.
  • В соглашении должно быть условие об использовании фотографии без выплаты вознаграждения или при условии оплаты подписки на стоковый сервис.
  • Требуется ли указывать имя автора при использовании фотографии.

✅ Сразу после скачивания фотографии со стока зафиксировать доказательства правомерного использования: 

  • Сделать скриншот личного кабинета. Это подтвердит наличие подписки на стоковый сервис.
  • Сохранить платежные поручения и иные документы, подтверждающие оплату подписки.
  • Сделать скриншот личного кабинета со скачанными фото; 
  • Сделать скриншоты пользовательского соглашения с правом использовать фото.
  • Сохранить ссылку на пользовательское соглашение и спорную фотографию в стоковом сервисе с помощью сайта webarchiveorg.ru.

Скачивать фотографию и фиксировать доказательства должен представитель компании, которая будет использовать ее у себя на сайте, подчеркивает Скворцова. В пользовательском соглашении конкретного стокового сервиса часто есть условие, что если для заказчика скачивает фотографию исполнитель, например дизайнер, с личного аккаунта, то использовать ее на сайте заказчика незаконно. Но компании и ИП часто об этом даже не подозревают, говорит эксперт.

Эти действия помогут снизить риски получения претензий и исков от фототроллей, но не обезопасят на сто процентов. Фото на стоке могут разместить и не авторы. Стоковые сервисы в таких случаях не могли предоставлять на них права третьим лицам. Но поскольку фото скачали и использовали, автор все равно может предъявить иск, объясняет Скворцова.

Как защитить исходники

Чтобы не столкнуться с исками от правообладателей чужих фото, лучше использовать уникальные изображения. Их может создавать сотрудник фирмы, или для этого привлекают внештатных фотографов. В первом случае характер произведения будет служебным, объясняет Тиллинг. Тогда исключительное право перейдет к компании как к работодателю. Доказать это поможет трудовой договор с работником, создавшим объект, и должностная инструкция к нему. Если же фотограф внештатный, с ним можно заключить договор заказа или оказания услуг по созданию объекта и зафиксировать переход прав к компании в нем. Скворцова отмечает, что по договорам с такими внештатниками надо подписать закрывающие документы с полным описанием разработок. 

Банковский рассказывает о сервисах, где можно задепонировать фото: n’RIS и iReg. Их рекомендует Российское авторское общество. Обычно для депонирования надо: 

  • подать заявку, оформить необходимые документы в соответствии с требованиями организации депонирования;
  • заключить договор и оплатить услуги по депонированию;
  • получить свидетельство (сертификат).

Бахтиозина говорит, что можно отправить себе фотографии по электронной почте или разместить в соцсетях. Тогда тоже будет видно дату, когда работа уже существовала и была у компании.

Если компания обнаружит, что права на ее уникальные фото уже нарушили, Алиса Михеева, юрист SEAMLESS Legal (SL Legal) SEAMLESS Legal (SL Legal) Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Страховое право группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) 4место По выручке на юриста 9место По выручке 18место По количеству юристов рекомендует сначала зафиксировать нарушение. Например, сделать скриншот. Затем следует собрать информацию о нарушителе — Ф. И. О., телефон, электронную почту, адрес, ИНН, платежные реквизиты. Все, что удастся обнаружить. Потом стоит собрать доказательства наличия прав на фото у компании. Это могут быть оригиналы фото, свидетельства о депонировании, договор с внештатником, технические задания к нему, трудовой договор с сотрудником и должностная инструкция работника. Потом нарушителю направляется претензия. И если он не исполняет требования из нее, компания может подать в суд.