Новости ФАС
24 февраля 2021, 19:40

ФАС выявила дискриминацию в поисковой выдаче «Яндекса»

По словам эксперта, это не первая такая претензия к российскому поисковику. В Европе для контроля аналогичных практик в конце прошлого года ввели особый закон.

Федеральная антимонопольная служба выдала ООО «Яндекс» предупреждение и потребовала, чтоб поисковик прекратил практику преимущественного продвижения собственных сервисов при поисковой выдаче. Как сообщает пресс-служба ФАС, в действиях IT-компании усмотрели признаки злоупотребления доминирующим положением.

«Яндексу» грозит штраф за рекламу сайтов-двойников Росреестра

«Яндекс» дает сервисам собственной группы преимущество при продвижении в поисковой системе. Таким образом им легче привлечь внимание пользователей, чем конкурентам. ФАС полагает, что таким образом компания создала на смежных рынках дискриминационные условия.

Антимонопольная служба предписала «Яндексу» устранить признаки нарушения и предоставлять всем, включая конкурентов входящих в группу «Яндекс» сервисов, равные возможности по продвижению через поисковые запросы.

Что это значит

Руководитель антимонопольной практики Rights Business Standard Rights Business Standard Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании Анастасия Яремчук отметила, что претензии из-за преимущественной поисковой выдачи не уникальны. ФАС уже проверяла «Яндекс» и Google на добросовестность в этой сфере в 2017 году, и тогда у поисковиков не возникло проблем. В 2019-м сервис «Кассир.ру» также обращал внимание антимонопольного органа на проблемы с поисковой выдачей в «Яндексе».

Гипотетические манипуляции IT-компании с результатами выдачи действительно могут серьёзно повлиять на мнение потребителя и долю компании на рынке, указывает Яремчук. Ведь чаще всего клиенты рассматривают только первые страницы поисковиков.

Яремчук подчеркнула, что факт выдачи предупреждения не говорит о наличии нарушения. Для этого достаточно его признаков. Если ФАС в дальнейшем возбудит антимонопольное дело в отношении «Яндекса», результаты его рассмотрения могут быть противоположными. А вот если сам «Яндекс» решит обжаловать предупреждение и проиграет, это может сыграть с компанией злую шутку. Нередко выводы суда по делу о законности предупреждения ложатся в основу решений о нарушении антимонопольного законодательства, несмотря на различный объем доказывания, указала юрист.

Цифровые платформы и экосистемы находятся в центре внимания регуляторов последние несколько лет, поскольку их влияние постоянно растет. При этом его инструменты необычны для классического рынка.

Цифровые платформы представляют собой что-то наподобие «бутылочного горлышка», которое может контролировать вход на рынок.

Анастасия Яремчук, руководитель антимонопольной практики Rights Business Standard

В Европе для контроля таких платформ, которые называют «gatekeepers», с декабря прошлого года действует специальный закон.

Мы в Telegram

Новости судебной системы, свежая практика, резонансные кейсы, инсайды и подробности.

Подписаться