ПРАВО.ru
Судьи
14 января 2022, 18:03

ВС одобрил «уголовку» для судьи за разговор с другом-адвокатом

ВС одобрил «уголовку» для судьи за разговор с другом-адвокатом
Судья из Волгограда в диалоге с другом-адвокатом подтвердил, что получил от него деньги за помощь его доверительнице. Этот разговор прослушивали силовики. Сначала судью лишили мантии, а потом ВККС выдала его следствию. В Верховном суде его представитель уверял, что беседы со знакомыми нельзя воспринимать всерьез. «Если бы судья шутливо признался в убийстве, то его бы тоже привлекли ответственности?» — негодовал юрист.

Лишили мантии из-за разговора

Артур Дудников несколько лет работал помощником судьи Тракторозаводского районного суда Волгограда. Тогда он познакомился с Антоном Пономаревым, который трудился на той же должности. Пономарев в итоге стал адвокатом, а Дудников в 2012-м получил назначение в судьи «родного» суда. Бывшие коллеги поддерживали общение. 

В июне 2020 года знакомые несколько раз встречались. Тогда Пономарев рассказал судье об истории своей доверительницы Ирины Сударкиной, которой грозил многолетний срок за убийство. Следователи считают, что Дудникова заинтересовало это дело и он предложил некое содействие. За 400 000 руб. судья пообещал смягчить ей наказание, хотя разбирательство проходило в другом суде. Оказалось, разговор прослушивали правоохранители. 

Взятка в $50 000 или «грязная провокация»: ВС подтвердил «уголовку» для судьи АСГМ

21 июля 2020 года в совет судей Волгоградской области обратился начальник местного УФСБ, который сообщил о беседах Дудникова с адвокатом и приложил рассекреченные стенограммы диалогов. Проверка дисциплинарной комиссии подтвердила факт внепроцессуального общения и выявила использование судьей ненормативной лексики. 

После этого председатель областного совета судей обратился в региональную ККС. 29 января 2021 года квалифколлегия досрочно прекратила его полномочия. Дудников с решением коллегии не согласился и обратился в ВККС. «Это не было публично, имела место приватная беседа двух взрослых людей. К сожалению, иногда мужчины, и не только, допускают матерные слова в своем общении», — заявил адвокат Дудникова на заседании Высшей квалифколлегии (подробнее — День жалоб в ВККС: согласованные прогулы и председатель-взломщик). Но вернуть мантию у судьи не получилось. Не удалось оспорить решение ККС и в Верховном суде (дело № ДК21-57).

Дружеская беседа не в счет

После этого Александр Бастрыкин направил в ВККС представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении экс-судьи по ч. 3 ст. 159 УК («Мошенничество»). Следователи настаивали, во время разговора с защитником судья подтвердил получение денег. На заседании Высшей квалифколлегии, которое прошло 20 сентября 2021 года, адвокат Шота Горгадзе уверял, что между Дудниковым и Пономаревым состоялся разговор не судьи и адвоката, а двух старых знакомых. По его словам, это была провокация со стороны адвоката, а его доверитель никак не мог повлиять на решение по делу, которое рассматривали в другом суде. Но ВККС удовлетворила представление Бастрыкина (подробнее в репортаже с заседания ВККС — «Судья-убийца» и провокация взятки в 15 миллионов: ВККС выдала судей следователям). Дудников попытался оспорить это решение в Верховном суде.

Пакеты с наличкой, прогулы и месть председателю: «уголовные» истории судей

Заседание в ВС прошло 14 января. Дело № АКПИ21-1024 рассмотрел судья Вячеслав Кириллов. Сам экс-судья не пришел, его интересы представлял адвокат Максим Кузыченко. Он рассказал, что изначально силовики задержали Пономарева при получении денег. По словам Кузыченко, чтобы избежать уголовной ответственности, тот добыл компрометирующую аудиозапись разговора с судьей. Дудников же считал беседу дружеской, где не нужно продумывать каждое слово — как в судебном процессе или при официальном общении. 

«Дружеский разговор можно вообще не воспринимать серьезно», — сказал Кузыченко.

«Судья тоже человек и в неофициальных разговорах со знакомыми может сказать все что угодно. Согласиться с чем угодно либо не опровергнуть какую-нибудь чушь, которая высказана в его адрес. Но это не значит, что эти слова правда», — сказал Кузыченко. Представитель настаивал, что позиция следствия строится на аудиозаписи разговора, нет других подтверждений, что Дудников действительно получал деньги от адвоката. «За мысли и слова о совершении каких-то незаконных действий без их совершения в нашей стране уголовная ответственность не установлена», — подчеркнул Кузыченко.

«Если бы судья в шутку признался Пономареву в каком-то еще преступлении. Например, в убийстве, которое он не совершал. Получается, Следственный комитет на основании разговора стал бы привлекать его к ответственности еще и за это?!» — негодовал представитель Дудникова.

«После такого случая любой адвокат или юрист, которых задерживают с поличным при получении денег, могут пойти к знакомому судье, наговорить ему о своих неприятностях, проблемах с клиентами. Горе-юристу нужно правильно расставить слова-ловушки, чтобы судья растерялся или совсем не понял, о чем идет речь. И освобождение от ответственности такому горе-юристу гарантировано», — заключил Кузыченко. Он рассказал, что в итоге уголовное дело в отношении Пономарева прекратили. 

— Вы говорите, что Дудников и Пономарев были друзьями, хорошо между собой общались. Вы считаете, это нормально с точки зрения судейской и адвокатской этики? — спросил Кириллов.

— Лично мое мнение или мнение доверителя? — уточнил Кузыченко.

— Доверителя.

— Мнение доверителя на этот счет я не могу сказать.

Не доверяют экспертизе

Кузыченко отдельно остановился на еще одном доводе. Он назвал сомнительным доказательством заключение психолого-лингвистической экспертизы по расшифровке разговора, которое содержалось в материалах СКР. При назначении экспертизы следователь не указал конкретных экспертов, не предупредил их об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Но на первом листе заключения, по словам представителя экс-судьи, есть подпись, что экспертам разъяснены права и ответственность по ст. 57 УПК («Эксперт»). Это написали уже после окончания экспертизы. А само исследование проводили не в государственной организации, а коммерческой — НП «Южный экспертный центр». Кузыченко считает, что на основании экспертизы у членов ВККС сформировалось неверное внутренне убеждение, поэтому они дали зеленый свет на уголовное дело.

— Следственные действия по назначению, проведению экспертизы Дудников оспаривал? — уточнил Кириллов.

— Он выражал несогласие при ознакомлении с заключением экспертизы.

— А в суд обращался?

— Нет.

На заседание пришла представитель ВККС Татьяна Шеповалова. Она кратко озвучила позицию Высшей квалифколлегии. По ее словам, решение принято единогласно и оснований для его отмены нет. После этого Кириллов удалился в совещательную комнату. Выйдя из нее, он отказал экс-судье. Дудников может обжаловать это решение в апелляционной коллегии ВС.