От «пожарных» к стратегическим партнерам
Еще недавно юристы выполняли в основном защитную функцию: минимизировали риски, отбивались в судах или работали в формате консультантов. «Если раньше юристы — это больше „пожарные“, которых звали, когда уже что-то случилось и выправить ситуацию гораздо сложнее, то сегодня намного чаще юристы во многих компаниях — это „архитекторы“ юридической основы бизнеса», — отмечает Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенс «Хэдхантера».
Юридическая поддержка проходит этап трансформационных преобразований. Дмитрий Извольский, старший директор по правовым вопросам «Газпромнефть Экспертные решения», подчеркивает, что для бизнеса юрист становится партнером, а не только узконаправленным консультантом или экспертом в праве.
Ключевые факторы, поддерживающие значимость юрдепартаментов в среднем и крупном бизнесе, — способность быстро разрабатывать и предлагать бизнесу надежную линию поведения при изменениях как национального регулирования, так и мировой конъюнктуры. Внутренний юрист, глубоко понимающий бизнес-процессы, обеспечивает скорость принятия решений. Юристы подключаются к решению бизнес-задач на самых ранних этапах наравне с другими подразделениями или даже первыми.

Сейчас на первый план выходит партнерская модель, при которой юридическая функция именно управляет рисками, выстраивает гибкие решения и предлагает варианты в рамках правовых возможностей, судебной практики и здравого смысла. Юристы предлагают решения какого-либо вопроса, а не запираются только в пределах консервативного подхода.
При этом роль юридического департамента зависит от его амбиций и самоосознания, считает руководитель отдела правового сопровождения судебной работы «Т-банка» Кирилл Коршунов. «Как в той притче: „Кто-то камни таскает, а кто-то храм строит“. Если юридический департамент осознает себя как единицу, приносящую пользу — или даже прибыль — бизнесу, он сможет и будет ее приносить. А если не осознает, будет цербером, который постоянно твердит: „Нельзя! Нельзя! Нельзя!“», — рассказывает юрист.
С началом пандемии нормативная среда стала ещё сложнее и неопределеннее, считает основатель «Юридического менеджмента» Алексей Никифоров. И в этих условиях юристы стали еще более востребованными бизнесом. «Они стали своего рода островами нейтральности и стабильности, к которым всегда можно прийти и посоветоваться. Кстати, многие главные юристы впервые в истории российского рынка стали CEO крупных компаний именно в эти годы», — напоминает спикер.
Новые компетенции современного инхауса
Инхаусы активно осваивают нетрадиционные для профессии навыки и расширяют сферы ответственности. В некоторых компаниях они возглавляют закупки и даже безопасность. Но главное, появились новые направления в самой правовой работе.
«Юристы начали делать документы не просто юридически безупречными, а понятными и удобными для клиента или любого другого внутреннего пользователя», — отмечает Донников. Этот подход в мировой практике называется Legal Design. Простой и честный документ вызывает доверие и ускоряет сделки. Другое важное направление — legal operations. Юристы автоматизируют рутину (сборку типовых договоров, проверку контрагентов) и используют технологии для управления своей работой. Это освобождает время для сложных стратегических задач, где юристы приносят максимум пользы.
Применение data-driven-подхода (управление на основе данных) становится нормой для прогрессивных юридических команд, продолжает Донников. Инновации появляются и в судебной практике. Так, Коршунов рассказывает о метрике «северной звезды», которая помогает оценить прямой финансовый эффект от работы юрдепартамента банка.

У нашего судебного отдела есть четкое понимание, чем мы помогаем бизнесу: мы защищаем компанию от финансовых потерь в суде. И можем это показать в цифрах. Для этого у нас есть специальная метрика — сумма удовлетворенных требований, поделенная на сумму предъявленных требований. По ней мы и бизнес понимаем, насколько мы помогаем и в правильном ли направлении движемся.
Активное участие в цифровом развитии компании — еще одна современная функция юристов, уверен Извольский. Некоторые команды следят за цифровой интеллектуальной собственностью и даже разрабатывают собственные цифровые решения, которые повышают эффективность процессов юридической поддержки и удовлетворенность внутренних заказчиков юридическим сервисом.
Эксперт приводит впечатляющий пример трансформации: «Наша юридическая команда стала крупнейшей объединенной юридической службой в российском ТЭК, собравшей в отдельной корпоративной структуре более 400 юристов. Мы обслуживаем более 60 дочерних обществ группы „Газпромнефти“ и успешно развиваемся в предоставлении профессиональных услуг для внешнего рынка, будучи крупнейшим альтернативным провайдером юридических услуг в РФ».
Будущее юридических департаментов
Интеграция юристов в бизнес будет еще глубже, а сам характер работы — более проактивным и инновационным. Эксперты выделяют несколько ключевых направлений, в которых юридические команды смогут создавать дополнительную ценность для бизнеса.
«Юристы не ждут, пока новый закон вступит в силу, а отслеживают законопроекты и заранее готовят компанию к изменениям, встраивая новые требования в бизнес-процессы», — отмечает Донников. Он считает, что в будущем юристы начнут сами инициировать создание новых продуктов и сервисов: «Мы видим регуляторный ландшафт не как поле с ограничениями, а как карту с подсказками и возможностями». Юркоманды станут играть в этом стратегическую роль, ведь новое регулирование или просто обсуждение законопроекта могут полностью изменить правила рынка. Задача юриста — не просто адаптировать компанию, а найти в этих изменениях стратегические возможности для роста.

Руководители юридических команд российских компаний взрослеют и становятся ещё более опытными. Это уже не молодые менеджеры, которые только начинали осваивать основы управления после юридической школы. Это уже достаточно зрелые лидеры, получившие бизнес-образование, зачастую даже в зарубежных школах.
Тактические решения для бизнеса тоже находятся в зоне ответственности современных юристов. Выход на новый рынок — это всегда на 50% юридическая задача, уверен Донников. Глубокое знание местного регулирования позволяет не просто избежать штрафов, а построить наиболее эффективную и выгодную модель работы.
Извольский же подчеркивает важность операционных улучшений и следования «мегатрендам» цифрового развития. Он считает, что юристы должны разбираться в технологиях гибкого управления, продуктовом менеджменте, знать, как исследовать клиентский путь, собирать и обрабатывать обратную связь и комплексно работать над повышением клиентской лояльности. «Следует развивать систему риск-менеджмента и не только создавать реестры рисков, но и брать на себя ответственность за разработку эффективных решений для управления такими рисками под ключ в интересах бизнес-заказчика», — продолжает эксперт.
Коршунов видит будущее юрдепартаментов в активном изменении бизнес-процессов компании: «Задача судебников — не просто отбиваться в суде от претензий, но и давать бизнесу обратную связь. Мол, ребят, если измените процесс так-то, то наша позиция будет сильнее и мы сможем больше сэкономить в суде». Он советует юристам быть активными в управлении изменениями. «Видишь слабое место в бизнес-процессе — скажи бизнесу! И не просто скажи, а предложи, как нужно его изменить. Если бизнес не согласен — попробуй найти компромисс», — резюмирует эксперт.
Никифоров же хочет, чтобы юридические команды российских компаний стали лидерами внедрений на международном уровне: «Чтобы не мы смотрели на то, как Intel или Amazon внедряют новые подходы к работе с юридическими рисками, а представители юридических сообществ других стран наблюдали за тем, как развивается практика в России. И я рад, что за последние пять лет мы стали точно ближе к этому».

На днях завершилось комплексное исследование юридической функции компании, которое проводят Право.ru, «Хэдхантер», «ПравоТех» и «Юридический менеджмент». Результаты этой работы вы сможете узнать эксклюзивно от ее авторов 27 июня на Kazan Legal Week 2025. Участники исследования получат полный доступ к результатам.