Структура материала
- Что такое мораторий?
- Как действует мораторий на плановые проверки в 2024 году?
- Как действует мораторий на внеплановые проверки в 2024 году?
- В каких случаях внеплановую проверку не нужно согласовывать с прокуратурой?
- В каких случаях внеплановую проверку нужно согласовывать с прокуратурой?
- Когда ведомства могут проводить контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом без разрешения прокуратуры?
- Что такое профилактический визит?
- Процессуальные особенности
Что такое мораторий
Мораторий на проведение проверок — это ограничение на проведение проверок в отношении объектов контроля, установленное Постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Согласно постановлению № 336:
- Периодичность плановых проверок зависит от категории риска.
- Сужены основания проведения внеплановых проверок.
- Проверки согласуются с прокуратурой в определенных случаях.
- Ограничены выдача предписаний и возбуждение дел по КоАП без проверки.
В марте 2023 года срок действия моратория на плановые проверки был продлен до 2030 года; в декабре 2023-го на год был продлен запрет на проведение внеплановых контрольных мероприятий.
Как действует мораторий на плановые проверки
Мораторий на плановые проверки в 2024 году не действует в отношении:
- объектов категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
- опасных производственных объектов II класса опасности;
- гидротехнических сооружений II класса.
Как действует мораторий на внеплановые проверки
Сужены и конкретизированы основания их проведения по сравнению ФЗ № 248-ФЗ [1], указаны случаи их обязательного согласования с прокуратурой.
Не нужно согласовывать с прокуратурой внеплановую проверку, которая проводится:
- по поручению президента, председателя правительства, его заместителя;
- по требованию прокурора на основании поступивших к нему обращений;
- при наступлении события, указанного в программе проверок;
- при получении или возобновлении действия лицензии, аккредитации или иного разрешительного документа;
- при поступлении в надзорный орган материалов об изъятии предметов или орудий совершения административного правонарушения;
- по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- при поступлении в надзорный орган материалов об изъятии продукции во время проверки дознавателем или следователем сообщения о преступлении.
Внеплановую проверку нужно согласовывать с прокуратурой, если:
- в компании был причинен тяжкий вред здоровью людей или есть угроза жизни, здоровью;
- компания причинила вред обороне страны или безопасности государства либо создала такую угрозу;
- возникла природная или техногенная чрезвычайная ситуация или ее угроза;
- выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований;
- нужно оценить, как компания исполнила предписание, а по документам этого сделать невозможно;
- есть решение руководителя ФНС о проверке применения контрольно-кассовой техники или учета выручки;
- есть массовые жалобы от работников на невыплату зарплаты — по решению Роструда;
- произошла утечка персональных данных в интернет — по решению Роскомнадзора;
- истек срок исполнения предписания.
Когда ведомства могут устраивать контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом без разрешения прокуратуры
Не надо разрешение прокуратуры в случаях:
- выездного обследования;
- наблюдения за исполнением обязательных требований (п. 10 постановления № 336).
Если будет выявлено нарушение, ведомство может прийти с внеплановой проверкой либо сразу предъявить иск, основанный на установленных нарушениях.
Что такое профилактический визит
Это беседа с инспектором Росприроднадзора на территории предприятия или по видеосвязи, во время которой он напоминает, какие требования предъявляются к деятельности компании. Также он вправе запросить у компании документы для проверки.
Ведомство обязано уведомить компанию о предстоящем профилактическом визите не позднее чем за пять рабочих дней. Обычно компания вправе отказаться от этого мероприятия, но в период действия моратория органы надзора могут проводить профилактические визиты вместо плановых проверок. В таких случаях отказаться от визита нельзя.
Процессуальные особенности
- Уведомление о проверке
Общество уведомлено о проверке за 23 часа до ее проведения вместо положенных 24 часов. Считается ли это грубым нарушением ФЗ № 248?
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2022 года по делу № А65-30700/2021.
Фабула дела: управление Ростехнадзора привлекло общество к ответственности по ст. 19.5 КоАП за неисполнение ранее выданного предписания. Для этого провело новую проверку, уведомив о ней общество за 23 часа до ее начала вместо положенных 24 часов. Оспаривается постановление о штрафе.
Нормы права, по поводу которых возник спор: подп. 3 ч. 2 ст. 91 ФЗ № 248-ФЗ: «Грубым нарушением... является: нарушение требования об уведомлении».
Позиции сторон: общество считало нарушение грубым, управление — нет.
Позиция суда: «Уведомление о проведении проверки за 23 часа вместо предусмотренных 24 часов не является грубым нарушением».
- Сроки проверки
В плане проверок указаны сроки начала проверки, согласованные с прокуратурой. Фактически проверка начата в другие сроки. Считается ли это грубым нарушением ФЗ № 248?
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2023 года № 16-728/2023.
Фабула дела: по результатам плановой проверки должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП за нарушение экологических требований при эксплуатации объектов НВОС. Постановление оспаривается по мотиву нарушения сроков проведения проверки: с прокурором согласовано начало в одну дату, фактически проверка началась на 17 дней раньше.
Нормы права, по поводу которых возник спор: п. 8 ч. 2 ст. 91 ФЗ № 248 («Нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия»).
Доводы сторон: должностное лицо считало нарушенными сроки проведения проверки, а поэтому считало правонарушение недоказанным. Районный и областной суд поддержали эту точку зрения и прекратили производство по делу за недоказанностью правонарушения. Управление Росприроднадзора считало срок проверки ненарушенным, понимая под ним общую продолжительность проверки в десять рабочих дней.
Позиция кассационного суда: «Начало проверочных мероприятий позже даты, указанной в плане проверок на 2022 год, не являлось грубым нарушением закона и не нарушило прав должностного лица». Судебные акты отменены. Постановление управления также отменено, поскольку после прекращения производства его возобновление не допускается, так как влечет ухудшение положения обвиняемого лица. На новое рассмотрение дело не возвращено в связи с истечением сроков привлечения к ответственности.
- Приостановление проверки
Может ли решение о приостановлении проверки приниматься в виде резолюции на представлении инспектора и доводиться до общества телефонограммой?
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2023 года по делу № А60-33638/2023.
Фабула дела: управление Роспотребнадзора провело проверку, по результатам которой выдало обществу предписание, и оно оспаривается в суде.
Нормы права, по поводу которых возник спор:
• ФЗ № 248 (ч. 4, 5 ст. 21, ч. 9 ст. 98) — информация о приостановлении доводится через Единый реестр КНМ, «Госуслуги», электронную почту, «Почту России»;
• Постановление Правительства от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий» (п. 20(1) «Выездная проверка» разд. II) — в Единый реестр КНМ вносятся сведения о приостановлении проверки.
Доводы сторон
Общество: сроки проверки нарушены, так как решение о приостановлении сроков не может приниматься и доводиться до общества в форме телефонограммы, адресованной представителю общества. Нужно отдельное решение о приостановлении, с его доведением через Единый реестр КНМ, «Госуслуги», электронную почту и «Почту России».
Управление: сведения о приостановлении размещены в Реестре КНМ, представитель общества проинформирован телефонограммой.
Суд первой инстанции: решение о приостановлении не принималось и не доводилось до общества через «Госуслуги» или электронную почту. Раздел Единого реестра КНМ со сведениями о приостановлении виден только управлению. Телефонограммой извещать нельзя, наличие телефонограммы управление не доказало. Предписание отменено.
Апелляционный суд: решение о приостановлении проверки может быть оформлено резолюцией начальника управления «Не возражаю» на мотивированном представлении (просьбе) инспектора. Сведения о приостановлении были бы видны обществу в Реестре КНМ, если бы оно вошло в свой аккаунт. Общество не опровергло наличие телефонограммы (распечаткой разговоров и подобным). Решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
- Уровень надзора
Общество осуществляет деятельность на объекте, включенном в федеральный реестр объектов НВОС. Может ли в отношении общества проводиться региональный экологический надзор, если в решении о проверке не указан этот объект НВОС в качестве объектов проверки?
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2023 года по делу № А58-10409/2022.
Фабула дела: горно-обогатительный комплекс общества включен в федеральный реестр объектов НВОС. Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) вынесло решение о проведении внеплановой выездной проверки, в котором не указало этот комплекс в качестве объекта проверки. Общество оспорило это решение в суде.
Нормы права, по поводу которых возник спор
Ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: «При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор)».
Доводы сторон: общество считало, что юридическое лицо не подлежит региональному экологическому надзору. Министерство считало проверку законной, поскольку ГОК не проверялся и проверка проведена по требованию прокуратуры.
Позиция суда: государственный экологический контроль в отношении общества может осуществляться исключительно Росприроднадзором в виде федерального государственного экологического контроля (надзора). Региональный надзор проведен с грубым нарушением — в отсутствие оснований. Требование прокурора о проведении проверки не может преодолевать императивные нормы федерального законодательства, разграничивающие компетенцию между Росприроднадзором и Минэкологии республики. Требование удовлетворено.
- Ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
К вам едет ревизор: что делать до, во время и после экологической проверки
Подготовили важные советы, которые помогут пройти проверку
Обзор экологических дел Верховного Суда за 6 месяцев 2024 года
ВС рассмотрел 61 дело, связанное с применением экологического и природоохранного законодательства.