Топ изменений законодательства 2022–2024
Спецпроект Zharov Group
13 сентября 2024, 11:29

Топ изменений законодательства 2022–2024

Обязанность ликвидации объектов накопленного вреда и отдельных опасных производственных объектов

1. В природоохранном законодательстве появились нормы, регулирующие вопросы ликвидации объектов накопленного вреда

1.1. Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ вступил в силу 1 сентября 2023 года.

Закон об окружающей среде дополнен новой главой — Глава VII.1 «Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов».

Юрлица и ИП должны выполнять мероприятия, включенные в план по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, когда выводят из эксплуатации (консервируют или ликвидируют) отдельные производственные объекты.

До 1 марта 2035 года под отдельными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты I и II классов опасности, включенные в государственный реестр опасных производственных объектов на основании подп. «д–ж» п. 1 (за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами), п. 5 (в части шахт угольной промышленности) приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объекты размещения отходов I и II классов опасности.

Федеральным законом от 25.12.2023 № 668-ФЗ КоАП дополнен новой статьей — ст. 8.55 «Нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов».

Подзаконные акты, принятые во исполнение Федерального закона № 446-ФЗ:

  • Постановление Правительства РФ от 22.04.2023 № 642 «Об утверждении Правил размещения на счетах эскроу и использования денежных средств резервного фонда, создаваемого в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 56.3 Федерального закона „Об охране окружающей среды”».
  • Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 № 828 «О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с п. 1 ст. 56.3 Федерального закона „Об охране окружающей среды” вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций».
  • Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 880 «О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном п. 11 ст. 56.1 Федерального закона „Об охране окружающей среды”, и на направление уведомления о такой сделке».
  • Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана».
  • Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 № 1925 «Об утверждении Правил проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости».
  • Постановление Правительства РФ от 13.12.2023 № 2135 «Об утверждении методики расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации».
  • Приказ Минприроды России от 20.07.2023 № 446 «Об утверждении формы и содержания заключения о соответствии реализованных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, в том числе мероприятий, реализуемых при консервации или ликвидации отдельного производственного объекта, плану мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, указанного в п. 1 ст. 56.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ „Об охране окружающей среды”».
  • Приказ Минприроды России от 23.03.2023 № 142 «Об утверждении формы и содержания акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта».
  • Приказ Росприроднадзора от 17.07.2024 № 367 «Об утверждении формы заявления о проведении проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, формы заявления об отказе от проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, формы заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, формы заключения о необоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта».

Вовлечение отходов в хозяйственный оборот

2. Принят ряд законов и подзаконных актов, направленных на снижение количества размещаемых отходов путем стимулирования процессов вовлечения последних в хозяйственный оборот. В указанных целях на законодательном уровне закреплены такие понятия, как «побочные продукты производства», «вторичные ресурсы», «вторичное сырье».

2.1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлены понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье», «побочные продукты», а также требования к обращению с вторичными ресурсами и побочными продуктами производства:

  • Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
  • Вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
  • Побочные продукты производства — вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг если такие вещества или предметы пригодны в качестве сырья в собственном производстве или для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается (запрет вступит в силу с 1 января 2030 года). Лица, у которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передают другим лицам для утилизации. Должно быть обеспечено раздельное накопление вторичных ресурсов в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

Побочные продукты производства признаются отходами в случаях:
• размещения побочных продуктов производства в объектах размещения отходов;
• неиспользования побочных продуктов в качестве сырья в собственном производстве или путем передачи иным лицам в качестве продукции по истечении трехлетнего срока с момента отнесения веществ и предметов к побочным продуктам производства.

В случае признания побочных продуктов отходами размер платы на негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов исчисляется с применением дополнительного коэффициента, равного 52.

2.2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Определены правовые основы обращения побочных продуктов животноводства (ППЖ) для повышения эффективности их вовлечения в сельскохозяйственное производство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. ППЖ полностью выведены из сферы государственного регулирования в области обращения с отходами, а полномочия Росприроднадзора в этой области полностью перешли Россельхознадзору.

ППЖ определены как вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, используемые в сельскохозяйственном производстве. О принятии решения об отнесении указанных веществ к ППЖ необходимо уведомлять Россельхознадзор. Установлена обязанность по учету ППЖ, отдельному от учета основной продукции и отходов.

При выявлении нарушений требований к их обращению ППЖ могут быть признаны отходами. В указанном случае отношения, которые связаны с обращением веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных и не используемых в сельскохозяйственном производстве, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части регулирования обращения побочных продуктов производства и другими федеральными законами.

Подзаконные акты, принятые во исполнение Федерального закона № 248-ФЗ

  • Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства».
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3256-р «Об утверждении перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами».
  • Приказ Минсельхоза России от 07.10.2022 № 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства».

2.3. Федеральный закон от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменения направлены на вовлечение в оборот отходов недропользования и регламентируют следующие вопросы:

  • Осуществление добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, образовавшихся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр.
  • Использование отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, в соответствии с техническими проектами, иной предусмотренной законом проектной документацией, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции.
  • Использование для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности, принадлежащих пользователю недр или переданных ему собственниками таких отходов в установленном порядке, в соответствии с техническими проектами, иной проектной документацией и (или) проектом рекультивации земель.
  • Вскрышные и вмещающие горные породы, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр, могут быть использованы пользователем недр для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов; собственных производственных и технологических нужд; ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами; рекультивации земель; ведения горных работ и другого.

Установлены случаи, когда вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию в соответствии с требованиями закона «О недрах», признаются отходами производства и потребления.

До 1 января 2026 года объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород, образовавшихся при пользовании недрами на предоставленном в пользование участке недр, подлежат исключению из ГРОРО в случае, если весь объем вскрышных и вмещающих горных пород, находящихся на объекте, подлежит использованию.

Экспертиза по принципу одного окна

3.1 Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

3.2 Постановление Правительства РФ от 20.12.2021 № 2366 «О проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу одного окна»

Положение о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу одного окна.

Упрощена процедура получения решения о предоставлении водного объекта в пользование

4. Постановление Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 «О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование»

Отчетность об ОРВ, содержащемся в оборудовании, более не предоставляется

5. Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой»

Антисанкционные меры

6. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» + изменения в него

7. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

Государственные информационные системы: ФГИС УТКО и ФГИС УОИТ

8. Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 № 913 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов»

9. Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 868 «О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров»

Расширение территории эксперимента по квотированию

10. Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2022 № 1852-р

Распоряжением правительства утверждается прилагаемый перечень городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (эксперимент по квотированию выбросов).

Также устанавливается, что эксперимент по квотированию выбросов в указанных городских поселениях и городских округах будет проведен с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2030 года.

Перечень городских поселений и городских округов, дополнительно относящихся к территории эксперимента по квотированию выбросов:

  • Абакан
  • Ангарск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Барнаул
  • Гусиноозерск
  • Зима
  • Иркутск
  • Искитим
  • Кемерово
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Курган
  • Кызыл
  • Лесосибирск
  • Махачкала
  • Минусинск
  • Новочеркасск
  • Петровск-Забайкальский
  • Ростов-на-Дону
  • Свирск
  • Селенгинск
  • Улан-Удэ
  • Усолье-Сибирское
  • Уссурийск
  • Чегдомын
  • Черемхово
  • Черногорск
  • Шелехов
  • Южно-Сахалинск
Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:22

К вам едет ревизор: что делать до, во время и после экологической проверки

Подготовили важные советы, которые помогут пройти проверку

Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:32

Обзор экологических дел Верховного Суда за 6 месяцев 2024 года

ВС рассмотрел 61 дело, связанное с применением экологического и природоохранного законодательства.

Евгений Жаров
Адвокат, управляющий партнер ZHAROV GROUP
Все самое важное по экологическому праву
Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:27

Что такое мораторий на проведение проверок

Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:29

Топ изменений законодательства 2022-2024