Спецпроект Zharov Group
13 сентября 2024, 11:30

Чек-лист: плата за НВОС

Чек-лист: плата за НВОС
Чек-лист представляет собой список действий, по которому можно проверить соблюдение порядка исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС). Он предназначен для организаций-природопользователей, обязанных вносить плату за НВОС.

Чек-лист поможет избежать привлечения к ответственности за нарушения, выявленные в рамках государственного контроля за исчислением и внесением платы за НВОС.
Так, ответственность за выявленные нарушения включает в себя:

  • начисление пеней;
  • административную ответственность;
  • взыскание недоимки по плате за НВОС в судебном порядке.

Определить, является ли организация плательщиком платы за НВОС

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории [1].

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за НВОС исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории (письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370).

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются образователи отходов. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

При определении вида отнесения отходов необходимо руководствоваться Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Обеспечить правильность исчисления и полноты внесения платы за НВОС

Определить перечень загрязняющих веществ, в отношении которых должна быть исчислена плата за НВОС

Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин [1].

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности [2].

Определить влияние категории объекта НВОС на перечень загрязняющих веществ, в отношении которых должна быть исчислена плата за НВОС

  • Плата за НВОС для объектов I категории рассчитывается в отношении:
    1. Веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов (маркерные вещества) и разработаны технологические нормативы [3].
    2. Веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) [4].
    3. Отходов производства и потребления, размещенных в отчетном периоде.
  • Плата за НВОС для объектов II категории рассчитывается в отношении:
    1. Веществ, для которых расcчитаны нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов (не только веществ I, II класса опасности).
    2. Отходов производства и потребления, размещенных в отчетном периоде.
  • Плата за НВОС для объектов III категории рассчитывается в отношении:
    1. Веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
    2. Веществ, не являющихся веществами I, II класса опасности, но указанных в программе ПЭК [5].
    3. Отходов производства и потребления, размещенных в отчетном периоде.
  • Плата за НВОС для объектов исключительно IV категории не рассчитывается [1].


Важно обратить внимание

Если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность как на объектах IV категории, так и на объектах НВОС иных категорий, норма п. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» неприменима.

В указанном случае плата за НВОС должна быть уплачена также по объекту IV категории (при наличии от такого объекта НВОС, за вид которого взимается плата).

Рассчитать плату за НВОС

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год [6].

Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с п. 8 ст. 51.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» признается календарный год, в котором такие побочные продукты производства признаны отходами.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов производства и потребления в случае признания вскрышных и вмещающих горных пород отходами производства и потребления в соответствии со ст. 23.5 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» признается календарный год, в котором такие породы признаны отходами производства и потребления.

Плата рассчитывается по каждому виду негативного воздействия. Сначала рассчитывается плата по каждому загрязняющему веществу или классу опасности отходов для каждого источника загрязнения. Для этого платежную базу надо умножить на ставку платы и скорректировать на уменьшающие и увеличивающие плату коэффициенты. Полученные результаты суммируются.

Если в течение года были внесены авансовые платежи, то они уменьшают итоговую сумму платы за год. Способ расчета авансовых платежей плательщик выбирает самостоятельно.

Скорректировать плату за НВОС

В некоторых случаях сумму платы за НВОС возможно уменьшить. Так, из нее вычитаются понесенные в отчетном году расходы на реализацию мероприятий по снижению НВОС, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды или в программу повышения экологической эффективности [7].

Условия уменьшения платы за НВОС [8]:

  • мероприятия предусмотрены ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • затраты фактически понесены и документально подтверждены;
  • плата уменьшается в пределах суммы, исчисленной по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по каждому классу опасности отходов), для которых планом или программой предусмотрено снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, снижение НВОС отходов производства и потребления. При корректировке платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, есть особенности.

Указанные затраты, не учтенные в отчетном году, можно учесть в последующие годы, но в общем случае не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности [9].

В некоторых случаях нужно пересчитать плату за НВОС [10]. Например, это требуется, если не снизили выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными ст. 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Перечислить плату за НВОС

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством РФ по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления [11].

Функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ от платы по месту нахождения объекта НВОС, объекта размещения отходов производства и потребления осуществляют территориальные органы Росприроднадзора, в связи с чем плата за НВОС подлежит перечислению в соответствующий территориальный орган.

В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с п. 8 ст. 51.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за НВОС за размещение отходов вносится по месту нахождения объекта размещения отходов, на котором размещены побочные продукты производства, либо объекта, где осуществлялось складирование побочных продуктов производства [12].

Правила заполнения платежного поручения содержатся в приложениях № 1, 4, 5 к приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н и в приложении 1 к положению Банка России от 29.06.2021 № 762-П.

Поступление платежей за НВОС в нужный бюджет обеспечивается, в частности, за счет указания в платежном поручении правильных кодов КБК (поле 104) и ОКТМО (поле 105).
КБК указывается в зависимости от вида платежа за НВОС и определяется в соответствии с приложениями № 2, 3 к приказу Минфина от 01.06.2023 № 80н. В частности, для получения нужного КБК необходимо к коду 048 (соответствует Росприроднадзору [13]) добавить код нужного платежа [14], за исключением первых трех нулей.


Важно обратить внимание

КБК для платежей за НВОС:

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 — за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 — за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
  • 048 1 12 01041 01 2100 120 — за размещение отходов производства.
  • 048 1 12 01042 01 2100 120 — за размещение твердых коммунальных отходов.
  • 048 1 12 01043 01 2100 120 — за размещение и (или) складирование побочных продуктов производства, признанных отходами.
  • 048 1 12 01070 01 2100 120 — за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.

Проверить расчет платы на соответствие сведениям, используемым администратором доходов для контроля за правильностью исчисления и полнотой внесения платы за НВОС

Поскольку платежная база определяется на основе данных ПЭК, отчет о результатах осуществления которого представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным [15], уполномоченный орган при проверке декларации о плате сопоставляет указанные в ней сведения с информацией, указанной в отчете о результатах ПЭК.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, влечет за собой применение мер административного воздействия [16].


Важно обратить внимание

При осуществлении контроля за исчислением платы администраторы доходов могут использовать:

  • сведения из разрешительной документации хозяйствующего субъекта;
  • сведения, полученные при осуществлении государственного экологического надзора;
  • сведения официальной статистической отчетности.

Форма декларации о плате за НВОС и порядок ее представления декларации о плате (далее — Порядок) утверждены приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043.

К декларации о плате за НВОС прилагаются следующие документы:

  • документ, который в соответствии с законодательством РФ подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание или представление декларации о плате в случае, если декларация о плате подписывается или представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;
  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа;
  • копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период [17].


Важно обратить внимание

Хотя представление каких-либо иных документов, помимо указанных выше, не предусмотрено, при осуществлении проверки декларации о плате Росприроднадзор и его территориальные органы вправе запросить у лица, обязанного вносить плату, документы, подтверждающие определение платежной базы.

При осуществлении проверки декларации о плате Росприроднадзор и его территориальные органы вправе запросить у лица, обязанного вносить плату, документы учета выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, формируемые при осуществлении ПЭК в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», подтверждающие определение платежной базы за отчетный период (в том числе материалы учета в области обращения с отходами), за исключением документов бухгалтерского учета и документов, которые ранее предоставлялись лицом, обязанным вносить плату, или если они имеются у Росприроднадзора и его территориальных органов либо могут быть получены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия [18].

При поступлении такого запроса копии указанных документов направляются лицом, обязанным вносить плату, в территориальный орган Росприроднадзора в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Декларация о плате за НВОС в электронном виде представляется через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора («Личный кабинет природопользователя») [19].

Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через «Личный кабинет природопользователя» [20].


Важно обратить внимание

Личный кабинет природопользователя» необходим для приема декларации о плате за НВОС с возможностью фиксации даты ее представления.

Иная информация в личном кабинете природопользователя (в том числе различные статусы декларации, включая статус «отклонено») носит справочно-технический характер и не имеет самостоятельного юридического значения без соотнесения с процедурой проверки декларации, закрепленной в Правилах.

Соблюсти срок внесения платы за НВОС

Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.


Важно обратить внимание

Если последний день срока уплаты платы за НВОС, исчисленной по итогам отчетного периода, приходится на нерабочий день, целесообразно провести платеж заблаговременно во избежание рисков привлечения к ответственности ввиду несвоевременного внесения платы.

Обязанность по внесению платы за НВОС — это публичная обязанность лиц, осуществляющих виды НВОС, а положения ФЗ «Об охране окружающей среды» не предусматривают перенос сроков уплаты платы за НВОС на следующий рабочий день.

Если при осуществлении проверки выявлен факт несвоевременного внесения платы за НВОС, организацию могут привлечь к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП [21], а также начислить пени [22].

Осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств или их зачет в счет будущих периодов

По итогам отчетного периода при наличии излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих периодов или возврату по заявлению плательщика.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 утвержден «Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС». П. 5 и 6 порядка установлено, что возврат или зачет сумм излишне уплаченной платы осуществляется на основании заявления лица, обязанного вносить плату, и акта сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанного без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.


Примечания
  1. П. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. П. 2 ст. 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. См. Правила разработки технологических нормативов (утв. приказом Минприроды от 14.02.2019 № 89).
  4. При наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ рассматриваемого объекта НВОС.
  5. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды от 18.02.2022 № 109.
  6. П. 2 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды».
  7. П. 11 ст. 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», пп. 42, 43 Правил исчисления и взимания платы за НВОС.
  8. Пп. 43, 45, 46 Правил исчисления и взимания платы за НВОС.
  9. Пп. 12, 12.1 ст. 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», пп. 47, 48 Правил исчисления и взимания платы за НВОС.
  10. П. 41 Правил исчисления и взимания платы за НВОС.
  11. П. 1 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды».
  12. См. п. 1.1 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды».
  13. См. Приложение № 3 к приказу Минфина от 01.06.2023 № 80н.
  14. См. Приложение № 2 к приказу Минфина от 01.06.2023 № 80н.
  15. П. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (утв. приказом Минприроды от 18.02.2022 № 109).
  16. Ст. 8.5 КоАП.
  17. П. 3 Порядка.
  18. П. 4 Порядка.
  19. П. 6 Порядка.
  20. П. 9 Порядка.
  21. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
  22. П. 7 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 53 Правил.
Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:22

К вам едет ревизор: что делать до, во время и после экологической проверки

Подготовили важные советы, которые помогут пройти проверку

Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:32

Обзор экологических дел Верховного Суда за 6 месяцев 2024 года

ВС рассмотрел 61 дело, связанное с применением экологического и природоохранного законодательства.

Евгений Жаров
Адвокат, управляющий партнер ZHAROV GROUP
Все самое важное по экологическому праву
Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:27

Что такое мораторий на проведение проверок

Спецпроект | 13 сентября 2024, 11:29

Топ изменений законодательства 2022-2024