Мнение
Максим Стрижак, управляющий партнер «Стрижак и партнеры»
30 июня 2022, 15:16

«Почти каждый хороший юрист сможет быть хорошим продажником»

«Почти каждый хороший юрист сможет быть хорошим продажником»
Управляющий партнер юридической компании «Стрижак и партнеры» в интервью на Петербургском юрфоруме рассказал нам, что помогло их команде выйти на федеральный уровень, и поделился своими наблюдениями о трансформации российского юридического рынка на фоне санкций. А еще эксперт назвал те качества, которые позволяют быть хорошим юристом и эффективно отвечать на запросы доверителей в стремительно изменяющейся реальности.

— Вы свою юрфирму развивали поступательно, начав с регионального уровня. Скажите, что было самым сложным при выходе уже на федеральный этап? Какие советы дадите тем, кто только думает об этом?

— Пожалуй, самое сложное — это, будучи успешной юрфирмой на региональном уровне, имея сложившуюся репутацию, круг дел и клиентов, выйти из зоны комфорта и начать все заново. На федеральном уровне ваши региональные успехи будут иметь мало значения. Конечно, ваши приобретенные опыт и знания всегда останутся с вами, но при этом ваш бизнес придется перестраивать под новых клиентов и их потребности, создавать новые деловые связи, зарабатывать авторитет практически с нуля. Далеко не весь накопленный опыт пригодится, и нужно постоянно быть открытым к приобретению нового опыта и компетенций. Как с точки зрения юриспруденции, так и с точки зрения выстраивания отношений с клиентами. Для нашей компании переход на новый уровень не доставил проблем и сложностей с точки зрения юридических компетенций, в потенциал своего коллектива я верил всегда, и практика показала, что верил вполне обоснованно. Больше всего времени и усилий ушло на то, чтобы о наших умениях и компетенциях узнал новый круг клиентов, на создание репутации и новых деловых связей.

— На фоне санкций и ухода ильфов как, на ваш взгляд, изменится российский юррынок? К каким вызовам стоит быть готовыми юркомпаниям в РФ?

— Юридический рынок и потребности клиентов, которые он удовлетворяет, никогда не были однородны. Часть клиентов и их бизнес, потребности которых закрывали иностранные юрфирмы, конечно, сейчас претерпевают значительную деформацию. При этом любые изменения вызывают повышение спроса на юруслуги: выход из России зарубежных компаний влечет большое количество сделок по продаже бизнеса и активов. Повышенный спрос на услуги юристов как минимум на ближайший год-полтора останется. Сохранится ли он в дальнейшем — большой вопрос. Но уже сейчас видно, что российские команды ильфов остались на рынке и не прекращали работу. 

— А как за последние годы изменились требования к юристам? Что ждут доверители от вас? И надо ли самому юристу обладать теми же качествами продажника, как считают некоторые ваши коллеги по юррынку?

— К юристам-консультантам и адвокатам всегда и во все времена предъявлялись самые высокие требования. Не изменилось это и сейчас. А рынок и потребности клиентов неоднородны. Нашим доверителям мы, как и раньше, предлагаем высокий уровень экспертных знаний, ответственность и вдумчивый подход к решению их задач. Наша миссия и «сверхзадача» — создавать отношения с клиентами, основанные на доверии к своей работе, а это задача не из легких. Что касается качеств продажника — хороший юрист должен обладать гораздо бóльшим набором качеств и гораздо более сложными функциями, чем продажник. В первую очередь, это способность к анализу и принятию решений, способность брать на себя ответственность за принятые решения, способность и энергия, чтобы их исполнить и донести позицию до других лиц. Это важнее чистой продажи и частично включает в себя качества, используемые в продажах. Так что да, почти каждый хороший юрист сможет быть хорошим продажником, но далеко не каждый хороший продажник сможет быть хорошим юристом.