Репортаж
26 июня 2024, 18:32

Налоговая реформа: ожидания, опасения и предложения бизнеса

Налоговая реформа: ожидания, опасения и предложения бизнеса
Пока законопроект с масштабными поправками к Налоговому кодексу, затрагивающими все основные налоги, готовится пройти второе чтение в Госдуме, налоговые эксперты на Петербургском международном юридическом форуме обсудили отдельные моменты этой реформы. В рамках сессии «Параметры справедливой налоговой системы. Ожидания и возможные трудности» юристы поговорили о том, как изменится жизнь предпринимателей после вступления поправок в силу, по каким правилам будет работать амнистия за дробление бизнеса и что законодатель не учел при разработке реформы.

Налог на прибыль

Общей позицией бизнеса по вопросу повышения налога на прибыль поделилась Оксана Адян, заместитель глобального финансового директора по вопросам слияний и поглощений, корпоративного структурирования и налогов группы «Руст». В начале выступления спикер рассказала, что рост показателей алкогольного холдинга продолжался до 2022 года и на тот момент его выручка составила около $2 млрд. Работать с продукцией с высокой добавленной стоимостью всегда было сложно и с точки зрения логистики, и с точки зрения финансирования, говорит Адян. И с учетом такой сложности продажи продукции за рубежом, а потом еще введения международных санкций в марте 2022 года появление экспортных пошлин было большой неожиданностью для бизнеса, говорит эксперт. Причем не только само введение пошлины, но и ее ставка — до 7% от выручки. Хотелось бы, чтобы перед введением таких экстренных мер проводился секторальный анализ, добавила эксперт.

Налоговая реформа: что нужно знать бизнесу

«Отмена экспортной пошлины — большое облегчение для нас. Платить налог на прибыль даже по измененной, повышенной ставке — это совершенно другая история. Потому что одно дело — платить с прибыли, которую бизнес уже заработал, и другое — платить с выручки, которая зависит не от наших показателей, а от курса, который может быть совершенно непредсказуемым», — объяснила Адян. Поэтому даже повышение налога на прибыль выглядит более справедливым, чем экспортные пошлины. А для поддержки эффективности экспорта она предложила дать возможность бизнесу принимать к вычету расходы на маркетинг. Например, в Италии предприниматели получают 50% компенсации маркетинговых расходов, добавила Адян.

Федеральный инвествычет

Ожиданиями и прогнозами от введения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) поделилась Екатерина Шкваренко, руководитель отдела методологии и внутреннего контроля «ИДС Боржоми». Она напомнила, что параметры вычета будут известны ориентировочно ко второму чтению законопроекта с поправками к НК и не все компании смогут на него рассчитывать. Так, вычет ограничен 25% суммы инвестиций (законопроект предусматривает 50%) и будет доступен лишь налогоплательщикам из приоритетных отраслей, реализующим проекты технологического суверенитета и структурной адаптации из реестра ВЭБ.РФ. Его не смогут применять иностранные компании, участники соглашений о поощрении капиталовложений, кредитные организации и производители подакцизных товаров, напомнила Шкваренко. 

«Надеемся, законодатель услышит бизнес и не будет идентифицировать вычет по отраслям», — ожидает эксперт. Она напомнила, что цель вычета — поощрить инвесторов. Поэтому имеет смысл поощрять тех инвесторов, которые, инвестируя, получают прибыль. Это не всегда легко — выйти на прибыль, чтобы воспользоваться ФИНВ. Поэтому нужно смотреть не на отрасль, а на эффективность, уверена Шкваренко. Но даже если вычет в итоге ограничат для определенных отраслей, то можно проработать альтернативные льготы для остальных. Еще эксперт попробовала рассчитать потенциальный эффект от применения вычета в своей отрасли. Так, если ФИНВ введут в 2025 году, то по одному заводу за три года можно будет получить, предположительно, до 100 млн руб. вычета. Еще Шкваренко обратила внимание, что регламентация порядка предоставления вычета будет происходить в отдельном постановлении кабмина. Эксперт напомнила, между нормативно-правовыми актами разного уровня часто бывают расхождения. «Основные по крайней мере правила и критерии по вычету нужно фиксировать в НК», — предлагает Шкваренко.

НДФЛ

Об основных налоговых изменениях в части НДФЛ после реформы Налогового кодекса рассказал Константин Асабин, глава налоговой практики УК «Альфа-Капитал». Он перечислил эти изменения: введение общей прогрессивной шкалы налогообложения, дополнение системы социальных и стандартных вычетов, введение налогового «кешбэка» в 2026 году, сокращение количества инвестиционных льгот, НДФЛ за инвестиции не выше 15% (но не всегда), изменение системы «паушального» налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Говоря о прогрессивной шкале налогообложения, Асабин признает, что логика в ней есть. Причем подход к исчислению налогов остается прежним: зарабатывая больше, человек будет платить налог не со всей суммы, а лишь с превышения границ дохода. Вводимый же «кешбэк», по сути, заменяет нулевую ставку НДФЛ, обращает внимание эксперт. Так, во многих западных странах первая ступень шкалы НДФЛ — это 0%. И эта ставка фактически выражается в налоговом «кешбэке», который по умолчанию получить будет нельзя, то есть он проактивный. Так, механизм позволит снизить фактическую ставку с 13 до 6%, а 7% уплаченного НДФЛ можно вернуть. Для этого заявителю после уплаты НДФЛ по ставке 13% нужно будет подать заявление в Соцфонд.

Власти и бизнес обсудили налоговую реформу

Затрагивая вопрос НДФЛ и инвестиций, Асабин напомнил, что реформа в этой части уже меняется. «Ограничения были очень бодрые», — напоминает эксперт, но, по его словам, обновленная версия проекта лучше первоначальной. Изначально в случае превышения общего порога доходов суммы в 50 млн руб. отменялись льготы, применяемые к продаже долей и акций, бывших в собственности налогоплательщика более пяти лет, а для хай-тека — один год. В новой версии льготы не работают в отношении только льготируемых инвестиционных доходов, превышающих 50 млн руб. Еще изначально при превышении общего порога доходов отменялись вычеты, предусмотренные для долгосрочного (более трех лет) владения ценными бумагами. Сейчас инвествычеты сохраняются для всех доходов.

Упомянул Асабин и вопрос нового регулирования личных и паевых инвестфондов. Так, для личных фондов льготная ставка останется на уровне 15% и будет действовать при получении «пассивных доходов». Изначально льготную ставку предлагали увеличить с 15 до 22%, напомнил эксперт. Для ПИФ сохраняется отсутствие обязанности уплаты НДФЛ с операций внутри фонда. Доходы от реализации паев признаются операциями с ценными бумагами и подпадут под «двухступенчатую» ставку 13–15%. Ставка по выплатам промежуточного дохода — 13–22%, и такие выплаты все еще не признают дивидендами и доходами по ценным бумагам. В завершение Асабин перечислил изменения, которых можно ждать в будущем:

ПредложениеПроблема

Предоставление налоговым агентам — профессиональным участникам права учитывать расходы налогоплательщика, полученные дистанционно от другого налогового агента

Сейчас документы нужно представлять только на бумажном носителе, хотя дистанционная передача доказала свою эффективность

Исчисление срока владения ценными бумагами высокотехнологичного сектора не в течение всего периода отнесения к данной категории, а на дату их реализации

Инвесторы, приобретающие на IPO ценные бумаги компаний высокотехнологичного сектора, не могут воспользоваться мерами налогового стимулирования
Отнесение доходов по инвестиционным паям ПИФ к доходам по операциям с ценными бумагами
Доход попадет в налоговую базу со ставками НДФЛ до 22%. Это дестимулирует розничных инвесторов

Распространение инвестиционного налогового вычета по досрочному владению на облигации федерального займа

Льгота не включает государственные и муниципальные ценные бумаги, что окажет дестимулирующее воздействие
Освобождение от налогов доходов от реализации инвестиционных ПИФ со сроком владения более пяти лет
Долгосрочные вложения в ПИФ желательны для розничных инвесторов, отсутствие льготы дестимулирует их
Отмена ограничения в 50 млн руб. при реализации ценных бумаг, которые долгосрочно находились в собственностиОграничение дестимулирует инвестиции частных инвесторов

Будем анализировать, рефлексировать. Сохраняется вера в то, что параметры налоговой системы будут справедливыми не только для законодателя, но и для профильных специалистов.

Константин Асабин, глава налоговой практики УК «Альфа-Капитал»

Еще эксперт отметил, что новые налоговые условия не должны стимулировать резидентов переезжать и менять резидентство, а должны привлекать их становиться ближе к налогоплательщикам и понятнее для них.

Амнистия за дробление: остаются вопросы

Реформа решает проблему отсутствия в законе критериев незаконной налоговой оптимизации, что на практике обычно приводит к претензиям налоговиков вне связи с наличием в действиях плательщиков признаков незаконности. При этом нет такого предпринимателя, который не хотел бы сэкономить на налогах, говорит Павел Ледовской, руководитель налоговой практики, адвокат московской коллегии адвокатов «Диктатура закона». Особенно когда закон разрешает использовать специальные налоговые режимы. Но если бизнесмен решит проконсультироваться с налоговым органом и попросит согласовать ему вариант оптимизации, поддержки он никогда не найдет, а скорее обеспечит себе налоговые претензии будущем. Кроме того, налоговики наверняка возьмут его на карандаш, предупреждает юрист. И это притом, что закон не запрещает дробить бизнес и не вводит за это ответственность, напоминает он со ссылкой на постановление Конституционного суда № 1440.

Минфин обещает обсудить с бизнесом реформу налоговой системы

Ледовской заметил, что в любом дроблении нужно учитывать последствия. Напомнив о тексте послания президента Федеральному собранию, эксперт подчеркнул: бизнесмены вынуждены дробить бизнес. При этом в законопроекте не указано, как они смогут избежать ответственности за это и каковы критерии амнистии. 

Добровольный отказ от дробления бизнеса означает уплату налогов. Но неясно, в какой форме их нужно уплачивать и в каком формате отказываться от дробления: подавать декларацию либо менять бизнес-модель. «Масса неясностей», — резюмирует Ледовской. В связи с этим эксперт считает, что законодателю нужно разъяснить порядок отказа от схемы дробления. Еще один момент — несправедливость поправок в отношении бизнесменов, дробивших бизнес, которых уже проверяет ФНС либо в отношении которых решения уже вынесены. Такие предприниматели не могут рассчитывать на амнистию. Поэтому Ледовской считает, что законодатель должен разработать методику по амнистированию бизнесменов, которые находятся в состоянии проверки.

Комментируя введение в закон понятия «дробление», Андрей Соломяный, партнер Tax Compliance Tax Compliance Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание Профайл компании , напомнил: появление дефиниции — исключительно запрос бизнеса. Предприниматели сами требовали определить понятие дробления и ввести его критерии, но, получив желаемое, остались недовольны.

Здесь амнистия — это некое отложенное акцептование того, что вы будете правильно вести бизнес. 

Андрей Соломяный, партнер Tax Compliance Tax Compliance Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание Профайл компании  

Когда механизм вступит в силу, это побудит бизнес задуматься о переходе на другую систему бизнес-процессов, полагает эксперт. А от ФНС, в свою очередь, юрист ожидает разъяснений того, чем подтверждать такой переход и готовность налогоплательщика отказаться от дробления. «У бизнеса появилась возможность получить прощение за свои предыдущие грехи, но все же вопросы остаются», — заключил Соломяный.