Разворот на Восток, о котором так долго говорили, наконец совершился, отметил в начале сессии старший партнер и руководитель налоговой практики Рустем Ахметшин. И раз никто в ближайшее время разворачиваться не будет и не сможет, то мы должны смотреть на партнеров из азиатских стран и выстраивать свое с ними сотрудничество.

Мы, как юристы, должны выстраивать правильную регуляторику и отношения, чтобы взаимоотношения между странами были поощряемы и защищаемы.
Мыслями о трансграничном партнерстве поделилась партнер юрфирмы Fangda Partners Ада Цзоу. Она уверена, что в первую очередь нужно говорить о прозрачности и ограничениях для иностранных инвестиций в России. Здесь нужно обеспечить единство того, что указано в законе и на бумаге. Другой вопрос, которым задаются китайские клиенты: «В какой юрисдикции решаются споры в отношении иностранных инвестиций?» Сейчас многие предпочитают обращаться в непредвзятые Гонконг или Сингапур и с предубеждением относятся к местным площадкам. Цзоу считает, что китайскому правительству нужно приложить больше усилий для рассмотрения споров на внутренних площадках.

В Китае появляются новые международные центры арбитража, и в будущем их может стать больше. Несколько лет назад никто не хотел выбирать площадки на материковом Китае, но политика меняется, и правительство старается обеспечить инвесторам уверенность в юридической защите.
Когда Китай решил открыться миру, он стал активно вовлекать иностранных инвесторов. Сейчас это расширение продолжается, но для привлечения новых игроков на рынок китайскому правительству нужно принять определенные меры, считает заместитель директора юрфирмы Duan & Duan и арбитр Шанхайского международного арбитражного центра Ву Цзянь. Например, стоит усилить защиту в сфере интеллектуальных прав для приходящих компаний. Еще совершенствуются области антимонопольной защиты, коммерческой тайны и защиты торговых знаков.

Китайское правительство нацелено на привлечение иностранных инвесторов, которым гарантирует честную конкуренцию. Для этого уже ослаблен контроль за притоком капитала и упрощена визовая система.
Вопрос банковского регулирования затронул основатель Beijing Hengce Investment Consulting Co. Цзянь Лянь. Перевод денег — основа инвестиций, и ситуация между Россией и Китаем в этой сфере очень хрупкая. Сейчас есть два основных способа расчетов между странами: международная система платежей CIPS (China International Payment System) и небольшие банки в северо-западном регионе Китая. Выход из сложившейся ситуации эксперт видит в использовании в качестве канала «Харбинского банка», обладающего рядом преимуществ: связью с сибирским регионом России, высоким статусом в Китае и отсутствием бизнес-партнеров на Западе. Но банк создает проблемы из воздуха, ссылаясь на гонконгское право, которое, в свою очередь, не запрещает работать с российскими компаниями. Лянь полагает, что этот вопрос решаем, но им должны заниматься не юристы, а российское правительство.
Как выглядят трудности с инвестированием со стороны Ирана — поделился партнер юрфирмы Atieh Associates Али Шахаби. По его мнению, для более эффективного международного сотрудничества сначала нужно решить несколько внутренних проблем. Сейчас в Иране действует устаревший закон об инвестициях, который не менялся больше 20 лет. Неопределенность есть и с экспроприацией, ведь если она происходит, то правительство обязано обеспечить справедливую компенсацию утраченных активов. Но наиболее остро проблема стоит с нехваткой иностранной валюты, отметил спикер. Из-за того что страна находится под санкциями, она сталкивается с дефицитом бюджета. Поэтому Ирану в первую очередь нужен внутренний механизм для транзакций, которые помогут преодолеть эту проблему.
Старший партнер Desai & Diwanji (Индия) Ашлеша Говарикер рассказала, что в текущей ситуации индийские инвесторы готовы идти в любой регион, где расцветает предпринимательская активность. И здесь будут важны стимулы и уступки, на которые будут готовы пойти страны. В качестве одной из мер эксперт предложила создать систему одного окна для консультаций индийских инвесторов с российскими партнерами. Для переговоров Говарикер предложила использовать такие площадки, как форум ПМЮФ или Ближний Восток, через который проходит много инвестиций в Россию.

В качестве нейтральной площадки для рассмотрения споров между компаниями из Индии и России можно рассмотреть ближневосточные юрисдикции.
Российским взглядом на укрепление отношений поделилась Елена Мочалова. По ее мнению, многое зависит от взаимопонимания сторон при составлении сопровождающих инвестиции документов. Так сложилось, что в большинстве стран и в Азии основной язык соглашений — английский, это усложняет коммуникацию и трактовку тех или иных пунктов. При этом речь идет не об отказе от его использования или запрете. Но участвующие в составлении текста договоров юристы могут переходить на родные языки в рамках частных инициатив. В итоге это поспособствует лучшему взаимопониманию сторон и более четким ожиданиям от инвестиций.